СКАЗКИ Г.-Х. АНДЕРСЕНА О ЖИВОЙ И ЖЕРТВЕННОЙ ЛЮБВИ

 

доц.Стрельникова Л.Ю., АГПА.

Сказки Андерсена всегда были любимы и востребованы, несмотря на смену эпох и поколений. Их вневременное значение заключается в воспевании бессмертной любви, озаряемой Божественным провидением. Фантастический характер сказок писателя не заслонял реальности духовного опыта героев, их стремления соответствовать евангельским заповедям и умению противостоять злу. Традиционно в круг детского чтения входили такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Огниво», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок» и многие другие. Несмотря на то, что христианская тема в силу идеологических причин подвергалась цензурному преследованию, нравственно-созидательный пафос сказок датского писателя сохранял свою животворную силу и значение в воспитании подрастающего поколения. Особое место в творчестве  Андерсена занимают сказки, посвященные животворящей жертвенной любви, сила которой побеждает зло, бросает вызов самой смерти, потому что исполняет наибольшую заповедь Христа: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:39). Носителями этой любви становятся обычные люди, чаще всего дети, писатель  словно напоминает нам, что все «мы – дети Божьи» (1Ин3:1). В первую очередь следует остановиться на таких сказках Андерсена, как «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Русалочка».

В сказке «Дикие лебеди» говорится о духовном противостоянии мира добра и мира зла, о той любви, которую не способны разрушить ни злое колдовство и зависть мачехи, ни лживые наветы католического архиепископа. Злобные чары королевы-мачехи с самого начала столкнулись добрыми и невинными душами Элизы и ее одиннадцати братьев, которых королева хотела превратить в «больших птиц без голоса», а Элизу извести при помощи безобразных жаб. Целью жизни обездоленной Элизы становится спасение братьев и воссоединение семьи в своем отечестве. Андерсен постоянно подчеркивает молитвенное состояние героини, она согласует свою жизнь с Богом, обращается к Нему с молитвой в надежде, что «Бог не покинет ее». В тяжелый момент изгнания и одиночества она не отчаивается, со смирением принимает свою участь и к ней приходит помощь, когда Бог являет себя: «и вдруг ей показалось, что ветви над ней раздвинулись, и на нее глянул добрыми очами Сам Господь Бог; маленькие ангелочки выглядывали из-за его головы и из-под рук». Ее «усердные молитвы» были услышаны, потому что произносились с верой, и Элиза узнает трудный и страшный способ спасти своих братьев, «их жизнь и смерть» теперь в ее руках, потому что во время плетения спасительных рубашек из крапивы она должна терпеть невыносимую телесную боль и дать обет молчания, но «что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающей мое сердце!»-думала Элиза. Ведомая Промыслом Божиим, который заключался в ее жертвенном служении, внешне слабая и беспомощная, но сильная духом и верой девушка смогла преодолеть страх и боль, следуя завету о любви, в которой «нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин 4:18).

О великой силе жертвенной любви повествует и «Русалочка». Это одна из самых трагических и одновременно жизнеутверждающих сказок Андерсена. Морская царевна мечтает «отдать все свои сотни лет за один день человеческой жизни», чтобы иметь бессмертную человеческую душу, «которая живет вечно». Условием для обретения  бессмертной души может быть только любовь человека к Русалочке, тогда, как сказала ей бабушка,  «частица его души сообщится тебе, и ты разделишь вечное блаженство человека». Но Русалочке не суждено приобщиться к миру людей, поскольку она принадлежала к духам воды. Доверчивая Русалочка через колдовство морской ведьмы лишь на время становится прекрасной девушкой, потому что волшебство – это обман, дьявольской прельщение, с его помощью невозможно обрести бессмертную душу. Ради любви к принцу Русалочка становится безмолвной, а он не смог прочитать любовь в ее глазах. Но героиня Андерсена все же находит истинный путь к бессмертию. Согласно условию ведьмы, «сердце Русалочки разорвется, и она станет пеной морской», если принц женится на другой, что и происходит. Перед ней встает выбор: убить принца и остаться живой, или превратиться в морскую пену. В этот момент страшного выбора проявляется поистине христианская душа морской царевны. Она жертвует своей жизнью для спасения принца, но тем самым делает первый шаг к вечной жизни как христианка, потому что «любила и страдала», укрепляя свою веру добрыми делами, о чем скажут ей духи воздуха, подтверждая евангельскую заповедь: «Человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак 2:24). Дальнейший путь Русалочки пролегает в Божье Царство.

О вечной битве Бога и дьявола за душу человека и о такой же вечной любви повествует, пожалуй, самая известная сказка Андерсена «Снежная королева». Автор сказки говорит о том, как легко зло проникает в душу человека и искривляет его видение мира, словно в кривом зеркале, разрушая замысел Творца.  Осколки такого дьявольского зеркала, принадлежащего «злющему-презлющему» троллю, попадают в сердце и глаза Каю, и он видит «все навыворот или замечает в каждой вещи одни лишь дурные ее стороны». Главный смысл сказки заключается в противостоянии холодного разума и ледяного сердца горячей и живой любви к человеку, идущей от евангельского завета: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16). Автор подчеркивает ослепительную красоту Снежной королевы, «глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». Пребывая в единстве своей любви, Кай и Герда были хранимы «Младенцем Христом» до тех пор, пока мальчик не отверг истинной любви, приняв за совершенство обольщение внешней красоты. И только беззаветная христианская любовь Герды хранила ее от призрачных соблазнов райского сада, безбедной жизни в королевском дворце, не случайно ей помогает весь христианский мир, созданный Творцом: «как добры все люди и животные», - говорит Герда. История Герды покоряет даже жестокую маленькую разбойницу, которая дает ей в проводники северного оленя. Мудрые старые женщины - лапландка и финнка, увидели настоящую силу девочки – «в ее милом, невинном детском сердце», поэтому, как скажет финнка, «сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать». Творя молитву «Отче наш», Герда тем самым признает волю Господа «на земле, как на небе», что придает ей силы и дает небесную помощь в виде ангельского воинства «со шлемами на головах и копьями и щитами в руках». Вера и любовь дается Каю и Герде через тяжелые испытания, благодаря которым они понимают истинный смысл старого псалма: «Уж розы в долине цветут, Младенец-Христос с нами тут!». Оставаясь, как говорит Андерсен, «детьми сердцем и душою», Кай и Герда исполнили евангельскую заповедь обретения спасения: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф 18:3). 


Назад к списку