Аникеев Алексей Алексеевич,
доктор исторических наук, профессор, кафедры всеобщей истории Ставропольского Государственного Педагогического университета.
Анализируя современное образование в государственных и негосударственных учреждениях Российской Федерации, нельзя не обратить внимание на явную тенденцию последних 10 лет - стремление вывести российскую национальную систему образования из изоляции от своих традиционных духовно-нравственных ценностей.
Все чаще говорится о том, что изоляция религиозных объединений от государственной системы образования и изоляция из ее культуры традиционной религиозной составляющей ведет к культурной деградации системы образования.
Общество в нашей стране и за рубежом все острее осознает неполноценность преподавания в вузах и школах рафинированной культуры, полностью отделенной от религиозных ценностей. Во многих странах одобряют идею расширения преподавания предметов, касающихся религии в государственных и негосударственных учебных заведениях. Дискуссия идет относительно путей практической реализации этого.
Цель настоящей статьи – показать истоки российской духовной культуры.
Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию. Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития. (1)
Изучение российской цивилизации в отечественной науке только начинается. К наиболее часто выделяемым ее признакам относят самодержавную форму государственной власти или как определил этот тип власти историк М.Довнар-Залольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.
Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей День).
Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».
Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.
Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.
Само древнерусское государство представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. они приобрели полный государственный суверенитет.
Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.
Оно захватило все слои общества, но не всего человека: этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев.
Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.(2)
Москва и Новгород в то время в России - это культурные альтернативы. Первая обеспечивала, с одной стороны, геополитическую возможность маргинализации России исторической реальностью, а с другой «обрекала» страну на мессианскую культурную исключительность. Вторая альтернатива показывала путь вхождения России в общий мир христианской цивилизации, приобщения к «универсальным» европейским культурным ценностям. Однако она реализована не была.
В конце XV в. Новгород был насильно присоединен к Москве, а в XVIв. уже при Иване Грозном, окончательно ликвидированы остатки самобытной новгородской субкультуры. В результате в России утвердился особый тип маргинальной культуры, с одной стороны, утративший связь с западноевропейской христианской цивилизацией, но и не ставший, с другой стороны, частью цивилизации восточной.
Уклад жизни Московского царства: восточно-бюрократический централизм, насилие как основной способ функционирования общественных структур, презрительное отношение ко всякой производи тельной деятельности, неприятие этической легитимизации торговли и купечества - создали тот особый тип русской культуры, который долгое время доминировал и сохранялся в России. (3)
Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной ментальности идеал повиновения и покаяния, вытеснив положительный идеал созидания Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания», и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом - «молись и работай».
Главное достоинство христианства - спасение души после смерти, с одной стороны, и труд как ценность - с другой, оказались в российской цивилизации отделенными и противопоставленными друг другу.
Христианскому мировоззрению вообще свойствен традиционализм мышления, но в православии он оказался особенно сильным. Поэтому русское общество, перейдя на мобилизационный путь развития, не перестало быть в целом традиционным. Об этом свидетельствует длительное сохранение в России крестьянской общины, артельных форм организации производства в городах Исходным в таком обществе является социальное целое, а не составляющие его люди, и, соответственно, вырабатывается особый тип самосознания и стиль мышления.
Важным элементом в миросозерцании русского человека был традиционализм, причем в его сознании синтезировался религиозный традиционализм и общинный.
Однако российский культурный архетип оказался настолько сильным и устойчивым, что попытка включить «русское азиатское своеобразие» закончилась тем, что петровская «вестернизация» по целям и форме стала глубочайшей «антивестернизацией» по сути, а «революционер» и западник Петр I оказался охранителем и традиционалистом.(4)
Однако петровские преобразования, основанные прежде всего на насилии, способствовали возникновению дихотомии двух субкультур: «почвеннической» и «западнической».
Носителями первой культуры были в основном трудящиеся массы. Носителями другой - европеизированные верхи России. В.О.Ключевский отмечал, что если византийское влияние на Россию было религиозно-культурным, то западное - государственным. Захватывая человека целиком и как личность, и как гражданина, оно не затрагивало всего общества: с такой поглощающей силой оно подействовало лишь на тонкий, вечно подвижный слой. В начале появилось стремление украшать на иностранный манер жизнь, затем добавилось желание украшать ум, но оно стало лишь усвоением отвлеченных идей, условный смысл которых был не понятен русской знати. Она принимала их буквально, и поэтому отвлеченные западноевропейские понятия у русских людей превращались в безусловные догматы, политические, нравственные, которые усваивались без размышления и еще более отрывали усвоявшие их умы от окружающей действительности, не имевшей ничего общего с этими идеями.
Благодаря этому, замечает В.О.Ключевский, в русском обществе обнаружились две привычки: одна это - утрата охоты к размышлению, другая - потеря понимания действительности.
Народ же, в отличие от верхов, быстро переориентировавшихся в XVIIIв. на новоевропейский тип культуры, долго хранил культурные традиции допетровской старины.
Разрыв между высшими и низшими сословиями, в известной степени, был свойствен всем народам. В Британии в XIХ в. стало даже модным говорить о «двух нациях». Но в России этот разрыв был более глубоким и гораздо более роковым: институты, созданные элитой, по сути, так и не смогли овладеть массами.
Многие считают, что он начался с реформ Петра I, однако уже в XVI в. появились первые признаки этого раскола. До Ивана Грозного русское чувство национальности составляли три компонента: русская земля, православная церковь и власть русских князей. К концу XVI в. появилась идея святости народа, трон же отделялся и от «святости», и от «народа». Явление это было артикулировано в выражении «Святая Русы», которое сделалось общеупотребительным на протяжении XVII в. и было реакцией на самоопределение самодержавия в России.
В эпоху Петра I произошел наиболее радикальный разрыв государства со своим прошлым. Это привело к тому, что российское государство (политическая элита) постоянно разрабатывало политику, ориентируясь на европейские институты и ценности, которые, однако, под влиянием сложной природы этнической культуры превращались совершенно в нечто иное, непредсказуемое и в дальнейшей перспективе часто роковое для судеб самого государства.
Однако не стоит упрощенно рассматривать «почвенническую» культуру как культуру «низов», а «западническую» - как культуру «верхов», ибо в основе культур ной принадлежности их представителей лежали не социально-классовые признаки, а стиль жизни и способ освоений мира.
Атрибутом российской культуры является этноцентризм, стремление оценивать все явления окружающего мира также в масштабе ценностей своего типа культуры и, придавая им универсальный характер, навязывать эти ценности другим культурам. Поэтому неотъемлемой чертой российского образа мышления и действия является мессианство.
Характерным признаком российского типа культуры является монументализм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения.
Российской культуре присущ также иррационализм, выражающийся в непредсказуемости и непознаваемости русской души. Этот тип характеризуется иллюзорностью, проявляющейся в том, что маргинальность самой культуры выдается за «всечеловечность».
Важным элементом российского типа культуры является также правовой нигилизм и государственный пиетет, этатизм, отождествляющий власть и авторитет, патернализм как самоограничение потребности политической свободы и чувства политической ответственности.(5)
В таких условиях русскому народу так и не удалось в полной мере реализовать свои культурные ценности, поскольку они разрушались или выхолащивались ради нужд империи. Российское государство, в свою очередь, ослаблялось неспособностью добиться верности и преданности себе со стороны своих подданных, трижды терпело крах: в начале XVII в., в 1917-1921 и 1990-1991 гг.
Таким образом, отсутствие или недостаток религиозной культурной образованности не позволяет понять ни архитектуру Собора Василия Блаженного в Москве, ни русской и зарубежной живописи XVI-XVIII вв., ни Моцарта «Дон Жуана», ни произведений Ф.Достоевского и Л.Н.Толстого.
Образовался некий разрыв в передаче наследия, которым раньше занималась церковь, семья, обычай, общество и это легло на плечи народного образования. Это прошло в нашей стране 70-80 лет, когда классическое и гуманитарное образование оказались не популярны.
Школа, вообще, а высшая в частности, должны давать своим воспитанникам «гарантированный духовный минимум», без чего невозможно развитие и распространение настоящей культуры, формирование современных специалистов.
Примечания:
1. Земцов Б. Откуда есть пошла российская цивилизация.// Общественные науки и современность. 1994. № 4.С.51.
2. См.: История культуры России. -М.1993.
3. Кульпин Э.С. Социально-экономический кризис XY века и становление российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. № 1.
4. Панченко А.М. русская культура в канун петровских реформ. М.1984.
5. Культурология. / Науч.ред. Драч Г.В. -Ростов-на-Дону. 1995.С.387.