Аникеев Алексей Алексеевич,
доктор исторических наук, профессор, кафедры всеобщей истории Ставропольского Государственного Педагогического университета.
Каждый, кто находится на пути духовных поисков в первую очередь сталкивается с понятиями «духовность» и «духовная культура».
Слово «духовность» происходит от латинского spiritis - буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание. Гегель понимал дух как единство практической и теоретической деятельности, осуществляемой в разуме. Однако, дух понимается и как сверхразумное начало, познаваемое интуитивно. Такая точка зрения смыкается с религией, согласно которой бог - дух, сверхъестественная сущность, могущая быть предметом веры [I].
Отсюда проистекает три подхода к пониманию терминов «дух», «духовность». Во-первых, это система знаний о науке, литературе, искусстве, то есть того, что составляет духовную жизнь человека. Отсюда известное выражение «духовная культура», в отличие от «материальной» культуры. Во-вторых, под духовностью у нас понимают знание истории религии, религиозных традиций, обрядов. Религия является одним из компонентов мировой отечественной культуры и без знания ее истории трудно считать себя образованным человеком. Наконец, мы должны помнить, что в России и других странах существовали и существуют церковные учебные заведения, которые готовят кадры духовенства, дают духовное образование и воспитание.
Исходя из этих трех подходов в понимании духовности, мы можем определить свою роль и место в духовном возрождении России. Нас, работников общеобразовательных учреждений, прежде всего, интересует роль духовного компонента при изучении курсов отечественной и зарубежной истории. Если мы хотим видеть образованными людьми наших школьников и студентов, нам необходимо изучать религиоведение в школах и вузах. Если мы хотим вернуться к истории национальной культуры, нам надо знать христианство. Если мы хотим жить по нравственным законам и Православной религии наших отцов и дедов, мы должны на их основе воспитывать молодежь. Россия - страна с богатым историческим прошлым, глубокими духовными традициями. Ее духовность, энергия и интеллектуальная сила неисчерпаемы. Русская история наполнена именами подвижников: князь Владимир, Александр Невский, Андрей Рублев, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, которые не только создали русское государство, но и заложили основы духовной культуры нашего народа. Это богатство, к сожалению, слабо используется нами в обучении и воспитании молодежи
Существенное значение в системе образования, в духовном мире современников занимают вопросы о смысле жизни бытия, которые изучает философия.
Современное научное толкование термина: дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает дух, является материализмом. По словам Ф. Энгельса «дух есть высший цвет материи» [2]. Признание духа первослагаемым мира является идеализмом, спиритуализмом. Дух выступает при этом как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персонализм). В рациональном смысле - определяющей стороной духа считается мышление, сознание; в иррациональном - внемыслительные аспекты: воля, чувство, воображение, интуиция [З].
Проблемы духовной культуры занимают видное место в таких дисциплинах как литература, иностранные языки, психология, а также в культурологии - этой поздней гостьи нашей высшей школы. Важно, чтобы эти дисциплины были наполнены глубоким духовным содержанием, воспитывали не только разум, но и нравственность. Это возможно, если они не будут сводиться только к теоретическим схемам: например, раньше культурологам советовали так: если хочешь познакомиться с жизнью незнакомого города, то сходи на рынок, кладбище и в церковь. Рынок расскажет о материальном достатке жителей города, кладбище - об их отношении к прошлому, церковь - об их духовном уровне.
Вопросы духовной культуры находят (или должны находить) отражение и в такой далекой казалось бы от этого науке как юриспруденция. У многих сложилось мнение, что юриспруденция - это свод сухих, формальных норм и правил. Если откроем книгу Гегеля «Философия права», то увидим, глава первая посвящена проблемам морали, вторая - нравственности, и лишь третья -юриспруденции. И это правильно, ибо последнее вырастает из первых двух.
Армавирский православно-социальный институт - учебное заведение особого типа, в котором пытаются соединить науку и веру. Это сложный вопрос. Как говорил А. Эйнштейн:
«Наука без религии ущербна,
Религия без науки слепа».
Какова же роль духовности в жизни человека?
Характеризуя мотивацию и смысл поведения личности, духовность способствует формированию особых ценностных позиций человека. Духовность субъективна по содержанию и объективна по наполнению - это качество человек приобретает только являясь членом социума. В онтологическом плане это утверждение само по себе не составляет проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда исследователь пытается отделить и обосновать причину разделения понятий духовности и бездуховности. Социальная значимость, полезность духовного в поведении и мыслях личности не вызывают сомнений. Но также значимы и важны для окружающих проявления бездуховности или даже полное пренебрежение нормами нравственности, принятыми в конкретном обществе со стороны человека или группы. Аритмичность, непредсказуемость поведения создает у окружающих ощущение напряженности, беспокойства. Угрозы, пусть и самого разного по своей природе свойства, всегда снижают или даже полностью разрушают чувство личной уверенности [4].
Жизнь человека на всем ее протяжении есть цепь прямых или опосредованных конфликтов. Вера в Бога, в знание, в науку, в прогресс цивилизации или в наступление конца света в судьбе каждого конкретного человека играет роль фактора, способствующего или упрочению чувства социальной уверенности, или его разрушению. Тот, кто с желанием строит храм, и тот, кто с желанием его разрушает - оба уверены в своей правоте. Сразу же оговоримся, что при всей многоплановости сохраняется единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности. Признание приоритета целостности и единодушия не снижает остроты проблемы бытия личности, чьи духовные устремления отличны от большинства. Бездуховность является предметом рассмотрения юридической науки, исследователей соотношения свободы и необходимости, войны и мира, политики и культуры.
Механизмами освоения социального будущего в духовности выступают моральные принципы, системы ценностных ориентаций, интуиция, чувства, идеалы. В качестве общего механизма должна рассматриваться социальная уверенность, как способность человека жить и действовать в соответствии с нравственной программой, принятой в конкретном обществе. Следовательно, социальная уверенность связана с формированием духовной культуры как общечеловеческой ценности [5].
Наконец, какое место занимает духовность в жизни современного общества на рубеже XX - XXI вв.?
Конец XX - начало XXI вв. - эпоха цивилизационного сдвига. Происходит переход от одной цивилизации к другой. От буржуазной, техногенной к планетарной, открытой, всеобщей, плюралистической и антропогенной. Смена цивилизаций сопровождается чередой кризисов. В центре же всех катаклизмов находится нерешенная проблема духовного мира личности, чье существование не мыслимо вне социальной среды, вне общества. Понятие "личность" фиксирует меру социального в человеке, а значит решение проблемы личности и разрешение кризиса цивилизации взаимосвязаны. Поэтому необходим анализ формирования личности в условиях известного упадка духовности человечества. Американский ученый А.Инкельс составил портрет современного человека постмодернистского общества:
- современный человек открыт новому жизненному опыту во всех сферах существования. Он внутренне готов к принятию новых идей, способов познания и восприятия окружающего мира;
- современный человек не испытывает страха или психологического дискомфорта в условиях изменяющегося окружения. Он готов к той ситуации, когда общество претерпевает радикальные перемены;
- у современного человека существенно изменяется структура его мнения об обществе. Это предполагает следующие качества: индивид склонен формировать и поддерживать мнение по большинству проблем общественной жизни, он осведомлен о
- том. что к рассмотрению любой проблемы возможны разные подходы; он позитивно оценивает это многообразие;
- современный человек в своем восприятии жизни больше ориентирован на настоящее и будущее, чем на прошлое.
Он озабочен проблемой контроля над своим окружением и проблемой эффективности своей деятельности, он составляет долгосрочные планы, ценит в себе и других технические и профессиональные навыки и именно их он воспринимает как справедливую основу для разного рода социальных вознаграждений и т.д
В итоге, делает вывод автор, современный человек это тот кто обладает внутренней гибкостью и подвижностью восприятия, кто руководствуется универсальными рациональными ценностями и правилами, и с доверием и оптимизмом смотрит в будущее Наступающая индивидуализация и плюрализация жизни, освобождение от воздействия "традиционной" социальной среды и свободы выбора индивидуальных жизненных стилей знаменует наступление нового качества жизни. Показателем "качества" становится возможность к изменению и творчеству, социальному созиданию и духовности [б].
Но надо помнить и то, что XXI век принес новые формы духовной культуры, прежде всего ресурсы Интернет, киберпространства, которые позволяют с одной стороны, окунуться в океан мировой информации, ощутить себя «гражданином мира», а с другой - с их помощью можно оказаться в сетях иррациональной информации о культах, сектах, порнографии и прочее. И решающую роль при этом играют духовные устои личности, насколько они крепки и глубоки.
Отметим также, что по-новому к проблеме современного человека подходят и российские исследователи такие как Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов, Л.Г.Ионин. Ими рассматривается сложная связь космического, биологического и социального в человеке Они пишут об интегральной природе человека, о плярализации образов природы человека и типов формирования личности, революции в человеческой психике, о гуманистическом будущем России. Действительно, развитие России не отделимо от развития всего человечества. В настоящее время, когда больше нет деления между мировыми системами, отношения между народами строится на принципах свободы и уважения достойных и равных людей, создается цивилизация нового типа, в центре которой будет стоять личность. Это так!
Но мы не должны забывать и о маховике современной глобализации, которая превращает целые страны и народы в игрушку ведущих держав, прежде всего США. В данной ситуации сложные задачи встают перед Россией. Опираясь на свой огромный духовный потенциал, на Православие, она должна занять свою нишу в стремительно меняющемся мире. И это зависит от гражданской и нравственной позиции каждого из нас (7).
Высшая цель человека состоит в познании и преобразовании, в соответствии с закономерностями самого мира, вселенной, общества и самого себя. Во всяком случае сейчас вырисовываются контуры планетной идеологии гуманизма, представляющие собой системное изложение эволюции человека как рефлектирующей "монады" Вселенной.
Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя неиссякаемо и вечно. Огромен объем накопленной научной информации, велико число открытий естественных и гуманитарных наук, а процесс познания продолжается. Есть знания, которые необходимы человеку для деятельности в определенной области. Но есть и такие идеи, понятия, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К таким знаниям относятся те, которые лежат в основе духовно-нравственного воспитания молодежи. (8).
В современных условиях выработаны новые условия между наукой и религией: от конфронтации они перешли к взаимодополняемости, В соответствии с законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и религиозных объединениях" в стране сохраняется принцип раздельности светского и религиозного образования. Однако эти законы подчеркивают, что христианство составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В частности, последний закон гласит: "Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно-значимых культурно-просветительных программ и мероприятий." /от.18,п.З/
Как известно, Министерство образования России приняло решение ввести с нового учебного года факультативный курс по истории Православной культуры. При его преподавании в школах особе внимание следует обратить на такие вопросы, как: Понятие о духовности, культуре и потоках информирования в русском народе, Библия-учебник духовной жизни, основы православной этики: совесть как нравственный закон, христианская любовь, проблема добра и зла, традиционные формы православной культуры: понятие о храме, иконы, духовная музыка, древнерусская литература и т.д Участие учащихся в праздниках православной церкви позволит сформировать у них духовность и основы нравственности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Философский словарь. - М., 1963. - С. 140-141.
2. К.Маркс, Ф.Энгель Соч. Т.20. - С.363
3. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 179.
4. Булкин А.И. Духовность как фактор социальной уверенности // Истоки российской духовной культуры. Материалы российской межвузовской научной конференции. - Ставрополь, 1997. - С. 18-19.
5. Там же.-С. 19.
6. См.: Гундарь О.Н. Личность в постмодернистском обществе // Там же. - С.28.
7. См.: Асмус В. Православие. Учебное пособие по истории религии. - Волгоград, 1996.
8. См.:Бахметьева А.И. История церкви для детей. - М., 1997
9. См.: Истоки российской духовности Армавир: АПСИ, 1997.