О ПОНЯТИИ ДУХОВНОСТИ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аникеев Алексей Алексеевич,

доктор исторических  наук, профессор, кафедры всеобщей истории Ставропольского Государственного Педагогического университета.

 

Каждый, кто находится на пути духовных поисков в первую очередь сталкивается с понятиями «духовность» и «духовная культура».

Слово «духовность» происходит от латинского spiritis - буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание. Гегель понимал дух как единство практической и теоретической деятельности, осуществляемой в разуме. Однако, дух понимается и как сверхразумное начало, познаваемое интуитивно. Такая точка зрения смыкается с религией, согласно которой бог - дух, сверхъестественная сущность, могущая быть предметом веры [I].

Отсюда проистекает три подхода к пониманию терминов «дух», «духовность». Во-первых, это система знаний о науке, литературе, искусстве, то есть того, что составляет духовную жизнь человека. Отсюда известное выражение «духовная культура», в отличие от «материальной» культуры. Во-вторых, под духовностью у нас понимают знание истории религии, религиозных традиций, обрядов. Религия является одним из компонентов мировой отечественной культуры и без знания ее истории трудно считать себя образованным человеком. Наконец, мы должны помнить, что в России и других странах существовали и существуют церковные учебные заведения, которые готовят кадры духовенства, дают духовное образование и воспитание.

Исходя из этих трех подходов в понимании духовности, мы можем определить свою роль и место в духовном возрождении России. Нас, работников общеобразовательных учреждений, прежде всего, интересует роль духовного компонента при изучении курсов отечественной и зарубежной истории. Если мы хотим видеть образованными людьми наших школьников и студентов, нам необходимо изучать религиоведение в школах и вузах. Если мы хотим вернуться к истории национальной культуры, нам надо знать христианство. Если мы хотим жить по нравственным законам и Православной религии наших отцов и дедов, мы должны на их основе воспитывать молодежь. Россия - страна с богатым историческим прошлым, глубокими духовными традициями. Ее духовность, энергия и интеллектуальная сила неисчерпаемы. Русская история наполнена именами подвижников: князь Владимир, Александр Невский, Андрей Рублев, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, которые не только создали русское государство, но и заложили основы духовной культуры нашего народа. Это богатство, к сожалению, слабо используется нами в обучении и воспитании молодежи

Существенное значение в системе образования, в духовном мире современников занимают вопросы о смысле жизни бытия, которые изучает философия.

Современное научное толкование термина: дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Вопрос о соотношении духа и материи основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой выступает дух, является материализмом. По словам Ф. Энгельса «дух есть высший цвет мате­рии» [2]. Признание духа первослагаемым мира является идеализмом, спиритуализмом. Дух выступает при этом как понятие (панлогизм), как субстанция (пантеизм), как личность (теизм, персонализм). В рациональном смысле - определяющей   стороной  духа  считается  мышление,   сознание;   в иррациональном - внемыслительные аспекты: воля, чувство, воображение, интуиция [З].

Проблемы духовной культуры занимают видное место в таких дисциплинах как литература, иностранные языки,  психология, а также в культурологии - этой поздней гостьи нашей высшей школы. Важно, чтобы эти дисциплины были наполнены глубоким духовным содержанием, воспитывали не только разум, но и нравственность. Это возможно, если они не будут сводиться только к теоретическим схемам: например, раньше культурологам советовали так: если хочешь познакомиться с жизнью незнакомого города, то сходи на рынок, кладбище и в церковь. Рынок расскажет о материальном достатке жителей города, кладбище - об их отношении к прошлому, церковь - об их духовном уровне.

Вопросы духовной культуры находят (или должны находить) отражение и в такой далекой казалось бы от этого науке как юриспруденция. У многих сложилось мнение, что юриспруденция - это свод сухих, формальных норм и правил. Если откроем книгу Гегеля «Философия права», то увидим, глава первая посвящена проблемам морали, вторая - нравственности, и лишь третья -юриспруденции. И это правильно, ибо последнее вырастает из первых двух.

Армавирский православно-социальный институт - учебное заведение особого типа, в котором пытаются соединить науку и веру. Это сложный вопрос. Как говорил А. Эйнштейн:

«Наука без религии ущербна,

Религия без науки слепа».

Какова же роль духовности в жизни человека?

Характеризуя мотивацию и смысл поведения личности, духовность способствует формированию особых ценностных позиций человека.  Духовность субъективна по содержанию и объективна по наполнению - это качество человек приобретает только являясь членом социума. В онтологическом плане это утверждение само по себе не составляет проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда исследователь пытается отделить и обосновать причину разделения понятий духовности и бездуховности. Социальная значимость, полезность духовного в поведении и мыслях личности не вызывают сомнений. Но также значимы и важны для окружающих проявления бездуховности или даже полное пренебрежение нормами нравственности, принятыми в конкретном обществе со стороны человека или группы. Аритмичность, непредсказуемость   поведения   создает   у   окружающих   ощущение напряженности, беспокойства. Угрозы, пусть и самого разного по своей природе свойства, всегда снижают или даже полностью разрушают чувство личной уверенности [4].

Жизнь человека на всем ее протяжении есть цепь прямых или опосредованных конфликтов. Вера в Бога, в знание, в науку, в прогресс цивилизации или в наступление конца света в судьбе каждого конкретного человека играет роль фактора, способствующего или упрочению чувства социальной уверенности, или его разрушению. Тот, кто с желанием строит храм, и тот, кто с желанием его разрушает - оба уверены в своей правоте. Сразу же оговоримся, что при всей многоплановости сохраняется единая, генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности. Признание приоритета целостности и единодушия не снижает остроты проблемы бытия личности, чьи духовные устремления отличны от большинства.  Бездуховность является предметом рассмотрения юридической науки, исследователей соотношения свободы и необходимости, войны и мира, политики и культуры.

Механизмами освоения социального будущего в духовности выступают моральные принципы, системы ценностных ориентаций, интуиция, чувства, идеалы. В качестве общего механизма должна рассматриваться социальная уве­ренность, как способность человека жить и действовать в соответствии с нрав­ственной программой, принятой в конкретном обществе. Следовательно, соци­альная уверенность связана с формированием духовной культуры как общечеловеческой ценности [5].

Наконец, какое место занимает духовность в жизни современного общества на рубеже XX - XXI вв.?

Конец XX - начало XXI вв. - эпоха цивилизационного сдвига. Происходит переход от одной цивилизации к другой. От буржуазной, техногенной к планетарной, открытой, всеобщей, плюралистической и антропогенной. Смена цивилизаций сопровождается чередой кризисов. В центре же всех катаклизмов находится нерешенная проблема духовного мира личности, чье существование не мыслимо вне социальной среды, вне общества. Понятие "личность" фиксирует меру социального в человеке, а значит решение проблемы личности и разрешение кризиса цивилизации взаимосвязаны. Поэтому необходим анализ формирования личности в условиях известного упадка духовности человечества. Американский ученый А.Инкельс составил портрет современного человека постмодернистского общества:

-                     современный человек открыт новому жизненному опыту во всех сферах существования. Он внутренне готов к принятию новых идей, способов познания и восприятия окружающего мира;

-                     современный человек не испытывает страха или психологического дискомфорта в условиях изменяющегося окружения. Он готов к той ситуации, когда общество претерпевает радикальные перемены;

-                      у современного человека существенно изменяется структура его мнения об обществе. Это предполагает следующие качества: индивид склонен формировать и поддерживать мнение по большинству проблем общественной жизни, он осведомлен о

-                     том. что к рассмотрению любой проблемы возможны разные подходы; он позитивно оценивает это многообразие;

-                      современный человек в своем восприятии жизни больше ориентирован на настоящее и будущее, чем на прошлое.

Он озабочен проблемой контроля над своим окружением и проблемой эффективности своей деятельности, он составляет долгосрочные планы, ценит в себе и других технические и профессиональные навыки и именно их он воспри­нимает как справедливую основу для разного рода социальных вознаграждений и т.д

В итоге, делает вывод автор, современный человек это тот кто обладает внутренней гибкостью и подвижностью восприятия, кто руководствуется уни­версальными рациональными ценностями и правилами, и с доверием и опти­мизмом смотрит в будущее Наступающая индивидуализация и плюрализация жизни, освобождение от воздействия "традиционной" социальной среды и сво­боды выбора индивидуальных жизненных стилей знаменует наступление ново­го качества жизни. Показателем "качества" становится возможность к измене­нию и творчеству, социальному созиданию и духовности [б].

Но надо помнить и то, что XXI век принес новые формы духовной культуры, прежде всего ресурсы Интернет, киберпространства, которые  позволяют с одной стороны, окунуться в океан мировой информации, ощутить себя «гражданином мира», а с другой - с их помощью можно оказаться в сетях иррациональной информации о культах, сектах, порнографии и прочее. И решающую роль при этом играют духовные устои личности, насколько они крепки и глубоки.

Отметим также, что по-новому к проблеме современного человека подходят и российские исследователи такие как Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов, Л.Г.Ионин. Ими рассматривается сложная связь космического, биологического и социального в человеке Они пишут об интегральной природе человека, о плярализации образов природы человека и типов формирования личности, революции в человеческой психике, о гуманистическом будущем России. Действительно, развитие России не отделимо от развития всего человечества. В настоящее время, когда больше нет деления между мировыми системами, отношения между народами строится на принципах свободы и уважения достойных и равных людей, создается  цивилизация нового типа, в центре которой будет стоять личность. Это так!

Но мы не должны забывать и о маховике современной глобализации, которая превращает целые страны и народы в игрушку ведущих держав, прежде всего США. В данной ситуации сложные задачи встают перед Россией. Опираясь на свой огромный духовный потенциал, на Православие, она должна занять свою нишу в стремительно меняющемся мире. И это зависит от гражданской и нравственной позиции каждого из нас (7).

Высшая цель человека состоит в познании и преобразовании, в соответствии с закономерностями самого мира, вселенной, общества и самого себя. Во всяком случае сейчас вырисовываются контуры планетной идеологии гуманизма, представляющие собой системное изложение эволюции человека как рефлектирующей "монады" Вселенной.

Стремление человека к познанию Вселенной, общества, самого себя неиссякаемо и вечно. Огромен объем накопленной научной информации, ве­лико число открытий естественных и гуманитарных наук, а процесс позна­ния продолжается. Есть знания, которые необходимы человеку для деятель­ности в определенной области. Но есть и такие идеи, понятия, факты, освое­ние которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной культуры. К таким знаниям относятся те, ко­торые лежат в основе духовно-нравственного воспитания молодежи. (8).

В современных условиях выработаны новые условия между наукой и религией: от конфронтации они перешли к взаимодополняемости,  В соответст­вии с законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и религиозных объединениях" в стране сохраняется принцип раздельности светского и религиозного образова­ния. Однако эти законы подчеркивают, что христианство составляет неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В частности, последний закон гласит: "Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реа­лизации ими общественно-значимых культурно-просветительных программ и мероприятий." /от.18,п.З/

Как известно, Министерство образования России приняло решение ввести с нового учебного года факультативный курс по истории Православ­ной культуры. При его преподавании в школах особе внимание следует обра­тить на такие вопросы, как: Понятие о духовности, культуре и потоках ин­формирования в русском народе, Библия-учебник духовной жизни, основы православной этики: совесть как нравственный закон, христианская любовь, проблема добра и зла, традиционные формы православной культуры: поня­тие о храме, иконы, духовная музыка, древнерусская литература и т.д Уча­стие учащихся в праздниках православной церкви позволит сформировать у них духовность и основы нравственности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Философский словарь. - М., 1963. - С. 140-141.

2. К.Маркс, Ф.Энгель Соч. Т.20. - С.363

3. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 179.

4. Булкин А.И. Духовность как фактор социальной уверенности // Истоки российской духовной культуры. Материалы российской межвузовской научной конференции. - Ставрополь, 1997. - С. 18-19.

5. Там же.-С. 19.

6. См.: Гундарь О.Н. Личность в постмодернистском обществе // Там же. - С.28.         

7. См.: Асмус В. Православие. Учебное пособие по истории религии. - Волго­град, 1996.

8. См.:Бахметьева А.И. История церкви для детей. - М., 1997

9. См.: Истоки российской духовности Армавир: АПСИ, 1997.


Назад к списку