Шустер Анна Геннадьевна,
кандидат филологических наук, заведующая аспирантурой Армавирского Православно-социального института.
Единение «Духа» и «Слова», переплетение двух составляющих собственно лингвистической и православной обусловили единство языка и нравственных категорий, так как церковнославянский язык на многие века объединил поколения верующих людей в одной молитве, приобщив к сокровищнице христианских добродетелей.
Мышление человека и его представление о мире находятся в тесной связи с конкретным языком, поскольку именно он является одновременно и отражением духовного состояния общества и средством формирования общественного сознания.
Концептосфера русского религиозного сознания складывалась на основе традиционных ценностей Православия, изложенных в Богослужебных и молитвенных текстах, которые сопровождали человека на всем его жизненном пути от начала и до конца. Через словесные образы человек постигал незыблемые истины. Именно поэтому в церковнославянском языке значения слов имеют подлинный, сакральный смысл, так как во-первых в отличие от современного русского языка они являются самодостаточными и автономными, не обусловленными конситуацией, а во-вторых в точности соответствуют сути отражаемых ими понятий. Таким образом, достигается гармоническое соотношение между понятийной и знаковой стороной слова. Все это обусловило чистоту, изначальную правдивость и первозданную красоту церковнославянского языка.
Миссия церковнославянского языка заключалась в прославлении Бога, в наставлении человечества на путь следования воли Божией и исполнения христианских заповедей.
Обилие в лексической системе церковнославянского языка слов с морфемами добро-, благо-, бого-, которые являются родственными, связано с тем, что в религиозном осмыслении мироздания Бог есть Благо, Добро и источник всех благ: «…и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец» [молитва св. Иоанна Дамаскина].
Генетическое родство слов Бог, благо, добро подтверждается такими словообразованиями как благочестивый – «чтящий Бога» [1, с.43], благобоязненный – «боящийся Бога» [с. 46] и доброчестивый – «богочтивый» [1, с. 445].
Слова, имеющие в качестве корневой основы бого- содержат указание на божественное начало мироздания и подчеркивают приоритетность Божией власти на земле – богоначалие; на необходимость выполнения первой заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем разумением твоим» [Еванигелие от Матфея 2:37] – боголюбивый; на долг каждого христианина нести людям Слово Божие – богоглаголивый, богоносный, боговещание; поучают во всех путях следовать воли Божией, так это есть истинная мудрость – богомудрый, богодухновенный; учат соотносить свои поступки со Словом Божиим и оценивать их не только с точки зрения соответствия светскому законодательству, но и христианским догматам – богонаказательный; ревностно относиться к служению Богу – боготщательно, богоревнивый; выражают упование на Бога и надежду на спасение от греховности «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» [Евангелие от Иоанна 3:17] – богоспасаемый.
Таким образом человек должен устраивать свои дела и жить в Духе Божием, ибо «…поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге содеяны» [Евангелие от Иоанна 3:21]. Все устремления человека должны быть направлены на богоугодные дела – добро, которое и есть свет в противоположность злу – тьме. И это стремление к добру должно осуществляться в совокупности трех составляющих: мысль – добромыслие; слово – добрословие; дело – доброделание., так как добро превосходит зло (и свет во тьме светит) – добропобедный.
Исходя из того, что Благо – это одно из имен Божиих [с. 20], то проанализировав лексические единицы благообразный благообразный – благословение – благодать – благоверный – благодарность – благочестивый – благобоязненный – благовоспитанность – благоденствие), можно постичь их поистине священный смысл и духовно-нравственный потенциал: Всеблагий Бог создал человека по Образу Своему и по благоволению дал людям Благое Слово, через которое получили они благодать, поэтому чти Бога и будь верен Ему, имей в себе страх Божий, благо дари, благо вос-питай в сердце твоем и каждый день своей жизни посвяти благу [с. 182].
Слова, зародившиеся в недрах церковно-славянского языка, несут в себе немеркнущий свет Слова Божия, глубокие по своему содержанию и облеченны в прекрасную форму, живительные, нравоучительны по сути своей они ведут человека вверх по духовной лестнице совершенствования, оказывая благотворное влияние на его нравственный облик.
Примечание
1. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений) // сост. священник магистр Григорий Дьяченко. М., 1993.
2. Сочинения Филарета, Митрополита Московского и Коломенского. Слова и речи. М., 1873 – 1885 т. 3.