Кириченко Е.В.
доцент кафедры философии КубГУ
(филиал г. Армавир)
Чарльз Дарвин в течение 20 лет не решался опубликовать свой труд о происхождении видов. Он знал его пробелы и недостатки, но его первое издание было распродано за один день в количестве 1250 экз.! Книга вызвала бурю негодования и одновременно жгучий интерес. Наверное, трудно назвать учение, о котором говорили бы больше, чем о дарвинизме вот уже более 150 лет. Почему же точка зрения, в которой нет места Творцу, было многими воспринято так активно и без колебаний? Сам Дарвин был церковным старостой, да и его приверженцы знали книгу Бытия не понаслышке. Возможно, что все сторонники эволюции просто не видели истинного христианского служения в обществе того времени. Попытка западной церкви доминировать во всех аспектах человеческой жизни (и особенно в образовании) зачастую давало совершенно противоположный эффект. Не видя соответствия между евангельскими истинами и жизнью священства, между их проповедью и их поступками многие люди просто отвергали навязываемые им ценности. Не гений Дарвина позволил эволюции осуществить революцию в естествознании, но слабые позиции христианской морали. Однако нельзя думать, что изменившееся направление науки заключалось только в этом. Для биологии не было более убедительных доводов и обоснованных аргументов, чем учение о движущих силах эволюции меняющих живой облик Земли. Но как тогда уместить в душе и естественный отбор и шестоднев? Вопрос очень сложный для ортодоксов с обеих сторон.
За последние 10 лет средства массовой информации постоянно поднимают вопрос о противоречиях между эволюционизмом и христианским учением. Причём, если раньше аргументы "против " приводились со ссылкой на западных креационистов, то теперь уже и отечественные богословы издают серьёзные фолианты с обоснованием ереси эволюционизма. Причём нет у данных авторов даже желания вникнуть в научные аргументы. Свои силы они бросают на бесплодные споры, отождествляя себя с праведниками Вселенских Соборов боровшихся с искажением православия.
Вместо того, чтобы заниматься душепопечительством, такие священники (учёные), как К. Буфеев видят благую миссию в развенчивании либеральной позиции А. Меня, профессора Фиолетова, епископа Василия (Родзянко), митрополита Иоанна (Вендланда), протоиерея и видного учёного Глеба Каледы и др. В своей книге "Православное вероучение и теория эволюции" Буфеев проповедует буквальное понимание шестоднева, а любые попытки обоснованного обсуждения сразу относит к "мудрствованиям лукавым". Подобных активистов достаточно много, причём особое удовольствие представляет для "избиения" точка зрения, пожалуй, единственного в своём роде богослова по популярности, диакона А. Кураева. О его интерпретации эволюции в контексте христианства не высказался, пожалуй, только ленивый. Безусловно, что его мнение не соборное решение, но нужно отдать должное его труду на поприще диалога между наукой и религией.
Но может быть сама дискуссия по этому поводу и не нужна? Может стоит вспомнить слова Спасителя о том, что Богу Богово, а кесарю кесарево? В своё время Галилей попытался объяснить папе римскому Урбану гелеоцентрическую картину мира. На что папа без вдумчивости ответил, что ангелы могут двигать звёзды в любом направлении. Галилея это непонимание задело и, дальнейшими насмешками в сторону Рима он сам спровоцировал реакцию инквизиции. Но как мог папа ответить иначе? Он был богослов, а не учёный. Это яркий пример разговора "не о том". Богослов должен обосновывать веру, а учёный устройство мира. Это две параллельно существующих дороги и нет необходимости сталкивать их в ненужной дискуссии. Если же некоторые испытывают некий диссонанс в душе и противоречия от нестыковки между эволюцией и шестодневом, то для этого и проводится аналогия богословской и научной мысли в трудах верующих учённых (Гоманьков, Кураев, Каледа, Зеньковский и др.)
Вместо категоричности и неумении слышать оппонента лучше взять пример с апостола Павла и его речи к афинянам: " Бога, которого вы чтите, но не ведаете, я проповедую вам…". Вот это и есть пасторский подход, реализующий идею просвещения и миротворчества.
Если использовать буквальное сравнению основных положений современной теории эволюции и креационистической точки зрения, то диалог невозможен. Наука материалистична и эмпирична в своей основе, она лишь констатирует факт, который получен теоретическими или практическими методами. Как в таком случае она может измерить замысел Творца? Но наука всегда открыта в направлении вперёд, она не ставит себе предела. И если данные сегодняшних исследований говорят о животном происхождении человека, то они же свидетельствуют и о генетическом варианте существования Адама и Евы. Даже такой сложный момент, как начало послепотопного человечества, от трёх сыновей Ноя, косвенно подтверждается анализом маркеров У-хромосомы. Разве такие исследования не объективно свидетельствуют о достоверности книги Бытия? Конечно, первые разделы Ветхого Завета, это не учебник естествознания, но некоторыми не в меру ревнивыми исследователями они прочитываются буквально. Однако, Иоанн Златоуст предупреждает: " Кто станет слушать Священное Писание без рассуждения и всё принимать буквально, тот может предполагать много нелепого о Боге…"
Когда кто-то пытается доказать свою наичистейшую православность, отрекаясь от эволюционного учения и клеймя его еретической печатью, то невольно проходит аналогия с фарисейством. Как те обладали показным благочестием, так и эти веру понимают не во внутреннем очищении, но во внешнем проявлении. Однако частное мнение это одно, но когда пастырь считает своим долгом оповестить всех своих прихожан о ереси в учебниках биологии, то невольно задаёшься вопросом: " Неужели нет других проблем, как в очередной раз предавать порицанию несчастную обезьяну Дарвина или напомнить об антихристе с его реализацией в клонировании?". Думаю, что служение людям заключается не в этом и церковь на Земле не для того, чтобы спорить с эволюцией.
В заключение уместно привести слова Галилея, который на исходе лет чётко разделил вопросы науки и вопросы веры: " Намерение Священного Писания в том, что бы научить нас, как идти на небо, а не тому, как идёт небо".
Литература:
1. Концепция современного естествознания. Под редакцией Басакова М.И. Ростов-на- Дону "Феникс", 1997.
2. Геном, клонирование, происхождение человека. Под редакцией члена-корреспондента РАН Корочкина Л.И., Фрязино 2004.
3. Мир - Божие творение. Беседы со старшеклассниками. Н. Колчуринский. Москва 2000.
4. Беседы на Шестоднев. Святитель Василий Великий. Москва , 2001.
5. Той повеле и создашася. Современные учёные о сотворении мира. Фонд "Христианская жизнь", Клин 1999.
6. Православное вероучение и теория эволюции. Священник К. Буфеев. С.-Петербург, 2003.
7. Шестоднев против эволюции (сборник статей). Москва, "Паломник", 2000
Из Материалов Международных Екатерининских чтений. Краснодар.12 ноября 2007.