РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ: К ВОПРОСУ О НЕРАЗДЕЛИМОСТИ НАЦИАНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Семенов Александр Альбертович

доктор исторических наук, профессор

кафедры гуманитарных дисциплин

Армавирского механико-технологического института

 

Невозможно понять российскую историю и культуру без анализа  системы религиозных ценностей российского народа. На протяжении столетий православная вера формировала социокультурный фундамент российского общества и государства. Многие достижения и победы российского народа были бы невозможны, если бы он не был народом  христианским и православным.

Само принятие христианства в конце X в. языческой Русью представляло собой новую ступень в историческом становлении страны и привело к  развитию древнерусской государственности,  к формированию основ самобытной русской культуры, с одной стороны, основанной на традициях византийского православия, а с другой, на собственных народных истоках  общественной жизни. Распространение христианства на Руси  происходило рука об руку с распространением грамотности, образования, появлениям новых, неведомых ранее язычникам форм культурной жизни. Можно вспомнить, что во времена государственной и феодальной раздробленности Руси в XII-XIV вв., православная вера была тем фактором, который продолжал соединять Русь, вопреки  сложившимся историческим обстоятельствам и не позволял забыть, что русские являются единым народом, который имеет общие ценности и общую веру.

В годы иноземных нашествий православная вера стала тем стержнем, который позволял объединить самые различные силы в российском обществе, привести к общему знаменателю противостоящие друг другу политические симпатии и концепции.  Само становление нового Московского государства  в XIV-XV вв.  было связанно, в том числе и с переездом митрополита в Москву, что значительно усилило Московское княжество и превратило Москву в общерусский духовный центр. В годы монголо-татарского нашествия православие было той духовной опорой, которая позволяла сохранить национальную культуру и идею общерусского единства в противостоянии поработителям. Противостоя давлению, как с Запада, так и с Востока, со времен святого Александра Невского, русская цивилизационная общность ощущала свою самобытность и уникальность, свои сущностные отличия и от восточных народов, и от западного католического мира, имеющего совершенно иную цивилизационную природу.

Действительно, на Руси не было много того, что стало настоящим позором западного христианства: массовое уничтожение иноверцев, крестовые походы, деятельность святейшей инквизиции, торговля индульгенциями и т.д., все то, что было характерно для католического мира, и что послужило причиной реформационного раскола в нем. Существуя в Восточной Европе, православие представляло собой совершенно иную систему ценностей, основанную на внутреннем, духовном самоуглублении, аскетизме, постижении божественной истины. Оно формировало особую духовность российского общества, которая не имела ничего общего с западным практицизмом и рационализмом, обуславливая возможность духовного самосовершенствования русского человека, фундаментальные отличия его системы ценностей  от системы ценностей представителей западной цивилизации, эгоистичной и индивидуалистичной по своей сущности.

 Православная церковь внесла важный вклад в процесс объединения Руси под властью Москвы, поддерживая централизаторскую деятельность московских князей. На основе православия формировалась новая общерусская идеология единства Руси, религиозная и политическая доктрина Третьего Рима – последнего, окончательного, вселенского православного государства. Эта идеология позволила создать духовную основу для объединения всех русских в пределах одного государства, восстановления политического единства Руси. Она также объясняла характер и сущность нового государства и те цели, к которым необходимо было стремиться всем русским и православным.  Именно с идеей вселенского православного царства была связана идея венчания царским титулом московских князей. Сам обряд венчания на царство и принятие этого титула Иваном IV означало начало создания великого православного государства на просторах Евразии, государства, в состав  которого впервые вошли не только русские, но и другие народы, населяющие евразийское пространство.

Во времена Великой Смуты начала XVII в. православная вера позволила восстановить утраченную  стабильность и  избрать на престол новую династию, после чего началось медленное, но верное восстановление  страны. В это время высшие посты в государстве: царский и патриарший,  занимают кровные родственники отец и сын; Михаил Романов и Патриарх Филарет, чего не было ни до, ни после Смутного времени. Такая концентрация власти в руках одной династии позволила  преодолеть  последствия  Смуты и нацелить духовную и светскую власти на решение общей задачи восстановления русского государства и изгнания интервентов с его территории. Даже сверхрадикальная религиозная реформа, предпринятая  впоследствии патриархом Никоном, не смогла нарушить существовавшее единство православной церкви и большинства российского народа.

В дальнейшем православная вера и русская православная церковь внесли важнейший вклад в создание могущественной Российской империи, которая, начиная с  Петра Великого, управлялась на основе системы соединения всей полноты духовной и светской власти в руках самодержавного монарха.  Во время всех грандиозных перемен, которые сотрясали страну в  XX в., православие оставалось тем оплотом, который позволял найти  утешение страждущим, обрести успокоение всем гонимым и  преследуемым в годы существования коммунистического режима. Даже в  период самого разнузданного атеизма и богоборчества, когда разрушались храмы и преследовались служители церкви, всегда находились люди, остававшиеся верными  традиционным  российским ценностям, сохранявшие в душе свет православной веры. Во время Великой Отечественной войны это заставило  государственную власть обратиться к православной вере и церкви в деле противостояния агрессору. Годы Великой войны стали временем, когда в толще народной вновь возродилась православная вера, так необходимая человеку в час суровых испытаний. Последующие гонения на церковь и веру в послевоенный период не могли отвратить большинство российского населения от православной веры и исполнения православных обрядов. Известно, что даже партийные работники и функционеры существующего коммунистического режима тайно крестили своих детей, нередко соблюдали православные праздники, обряды и ритуалы.

Быстрое и непродуманно-обвальное разрушение коммунистической системы принесло многочисленные бедствия российскому народу,  и в этот период, как и ранее, православная вера и церковь оказалась тем прибежищем для миллионов, которые утратили ориентиры в меняющемся мире. В массовом порядке началось возвращение россиян к своим культурным и религиозным истокам, повсюду стали восстанавливаться православные храмы и монастыри, повсеместно возрождаться православная вера. И сейчас нам необходимо помнить о том, что без православия нельзя представить себе российскую культуру и российскую цивилизацию. Оно является основой, на которой они покоятся и развиваются, поскольку история и культура России не отделимы от системы православных ценностей. Даже не будучи истинно православно  верующим человеком, даже будучи атеистом человек в России  существует в  системе определенных нравственных и моральных ориентиров, в определенной системе социокультурных координат, ценностей и норм, которые во многом определяются русским православием, историческими истоками российской цивилизации и культуры.

Не будем забывать о том, что величайшие достижения российской культуры в живописи, архитектуре, музыке и т.д., во многом связанны с православной верой и системой координат. На протяжении столетий храмы и монастыри были теми центрами, в которых сохранялась и преумножалась российская культура, сохранялся сам дух народа. Именно религиозной мысли мы обязаны многими достижениями в российской литературе, философии. Сейчас все чаще раздаются голоса, которые стремятся преуменьшить значение православной веры в  истории русского народа и пытаются навязать обществу новую идеологию, основанную на ценностях  глобализации и космополитизма, требуют пересмотра исторически сложившейся роли православной веры и церкви в жизни общества. Пойдя по такому пути, мы фактически разрушим тот фундамент, на котором базируются российская цивилизация, одна из самых ярких и уникальных цивилизационных моделей в мировой истории, внесшая важнейший вклад в становление мировой цивилизации и культуры.

Поэтому наш долг, как наследников наших предков, сохранить ту систему ценностей и социокультурных координат, которая исторически складывалась на протяжении веков и основывалась, прежде всего, на ценностях и нормах православия. Без этого Россия просто перестанет быть собой, исчезнет та основа русского общества и государства, которая позволяла ему, трансформируясь, выживать в течение столетий, сохраняя свою сущность и свой особый социогенетический культурный и исторический код, формируя уникальный общественный и государственный организм,  в котором помимо русского народа всегда находилось место и другим народам и конфессиям, которые существовали рядом с православием в едином социокультурном пространстве, поддерживаясь им и не испытывая с его стороны никаких препятствий и стеснений для собственного исторического развития.

 Именно в этом социокультурном единстве, вокруг ядра российской цивилизации многих других этнических групп и народов и была заложена основа для последующего возрождения страны, воссоздания ее политической и экономической мощи. Разрушая сегодня это основу, мы поистине занимаемся самоуничтожением, разрушая и российский социум, его неповторимый цивилизационный и культурный облик, обеспечивающий историческое существование самых разных культур и этнических сообществ в едином евразийском пространстве.

 

Из Материалов Международных Екатерининских чтений. Краснодар.12 ноября 2007.


Назад к списку