Багратунян Анна, фил.ф.,3 курс
Научный руководитель
к.филол.н., доц. Козлова Г.А.
Литература 19 века дала нам множество женских образов, каждый из которых отличается особыми индивидуальными чертами. Однако мы можем обнаружить и схожие черты у, казалось бы, далеких друг от друга героинь.
Особое место в русской литературе занимают женские образы, созданные И.С. Тургеневым . Хотелось бы пояснить характеристики на конкретных примерах из тургеневских произведений.
В романе «Рудин» впервые в творчестве писателя в образе Натальи Ласунской обозначился тип «тургеневской девушки». Это юная особа, очень требовательная к себе, ей присуща ранняя серьезность. Внешне она красива, но красота это неброская: высокая, с русыми волосами, с серыми глазами, с порывистой походкой. Казалось бы, Наталья много читала, но не только исторические книги и назидательные сочинения, но и, в тайне от матери и гувернантки, Пушкина. Кроме того, она, по словам автора, «училась прилежно, читала и работала охотно». Но воспринимала она формально, не душой. Она не ходила в церковь, не читала молитвы, духовную литературу. А без этого разум остается бездуховной образовательной системой. Мать Натальи Дарья Михайловна отмечала холодность и скрытность дочери, несмотря на то, что она была «добронравной и благоразумной девушкой». Знакомство Натальи с главным героем романа Дмитрием произвело на нее огромное впечатление. Однако встреча эта, продолжительные разговоры их не принесли героям счастья. Чувство Дмитрия оказалось не настолько сильным, как того ожидала Наталья. Он все- таки уезжает из поместья, как того пожелала Дарья Михайловна. Сама Наталья замечает: «Он обращается со мной, как с девочкой», не всерьёз, ибо Наталья увлечена лишь собой, ждет заботы о себе так же, как дети нуждаются в постоянной опеке. Наталья анализирует, размышляет над своими чувствами. Рассудочность в ней сочетается с порывами чувства, с упрямством. Проявляет сильные чувства она упорно, неотступно. Что можно рассматривать не как истинную любовь, а как проявление эгоизма. Ведь с христианской точки зрения, это страсть, которая овладевает ею, требует благ для себя, личного счастья. Страсть заставляет ее упорствовать в чувстве, даже когда Дмитрий отказывается от нее.
Еще один образ «тургеневской девушки» мы находим в повести «Ася». Главная героиня Ася наделена «благородной душой и удивительной силой характера». Она томится от избытка жизненных сил, мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Ее постоянно терзают мысли, несмотря на юный возраст, Асе уже знакомы мысли о смысле жизни.
Автор показывает, как углубляется конфликт главной героини с ее окружением, семьей, обществом. Ася прямо говорит: «Лучше умереть, чем жить так». Таким образом мы видим гордость героини, стремление ее к независимости, что не является привлекательной положительной чертой в ее характере. Ведь, с точки зрения христианской, нельзя считать себя выше других, чувствовать превосходство. Напротив, верным считается чувство кротости, искреннее стремление понять ближнего. Характер Аси противоречив и неровен. Даже положение ее в обществе двусмысленно: дочь крепостной женщины и барина, она отличалась прямолинейностью. Героиню волновал вопрос: «отчего никогда нельзя сказать всей правды?», Ася стремится к честности, считает, что «лесть и трусость - самые дурные пороки». Однако правда жизни Аси- это ее гордыня.
Образ «тургеневской девушки» не оставался статичным, однако они похожи в главном- в отношении к идеалу жизни. Это героини, испытывающие радужные надежды, живущие мечтами. Они не удовлетворяются обыденной жизнью, заботами. Тургеневская героиня «много требует от жизни, она читает, мечтает», ждет героя, в котором будут воплощены все ее мечтания, героя, способного противостоять окружающим. Однако Такую мечтательность нельзя считать, по нашему мнению, положительным свойством, нужно жить реальностью.
Подобные черты- мечтательность, жизнь в собственных грезах мы обнаруживаем в образе Эммы Бовари, героини романа Г. Флобера. Эмма, несмотря на то, что была дочерью крестьянина, совершенно не приучена к деревенскому труду, ненавидит это, мечтает поскорее уехать. Главный конфликт в жизни героини- между мечтой и действительностью. Эмма пристрастилась к чтению романов, где действовали идеальные герои, она вообразила себя героиней одного из таких романов. Бовари верила, что встретит такого избранника, который сделает ее счастливой, жаждала любви, полной страсти и тайн. Эмма рвалась в столицу, куда бы они с ее мужем Шарлем не переезжали- везде она старалась обустроить жилище так, как это делают в Париже .Поначалу ей казалось, что она любит Шарля, но практически сразу же после свадьбы героиня поняла, что поспешила с избранником и была разочарована браком. Более того, она ненавидит мужа за то, что тот не может ей обеспечить шикарную жизнь, воплотить в реальность ее мечты. Эмма создала для себя идеал мужчины - это виконт, которого она всего один раз в жизни видела на балу, и она все время ищет такого мужчину. Однако в своих любовниках, Леоне и Родольфе , героиня так же не нашла те качества, которые хотела. Шаг за шагом Флобер показывает на деградацию героини: ее лживость, причуды, цинизм, и «почти до бестелесности глубокую и скрытую порочность». Вся ее жизнь строится на обмане, она обманывает мужа, любовники обманывают ее; в поисках выхода из тяжелого положения Эмма все более запутывается. Она лжет даже тогда, когда в этом нет необходимости, «Если она говорила, что шла по одной стороне улицы, можно было с уверенностью сказать, что она на самом деле шла по другой стороне».
Символична сцена смерти госпожи Бовари. И в ней итог романа, который подвел автор. Таким образом, Флобер в образ Эммы вкладывает философский смысл. Роман повествует не о частном случае прелюбодеяния, судьба Эммы - судьба всякого человека неудовлетворенного этим обществом, но по его собственной же вине. Из-за нежелания принять реальность и стремление жить в грезах.
«То была натура при всей своей восторженности рассудочная..», и эта рассудочность Эммы противостоит ее чувствительности. Мадам Бовари мы видим глазами автора, который сочувствует ей и пытается показать читателям нереализованность героини, ее душевные метания, томления, стремление к прекрасному. Но на самом деле Эмма не может пониматься как положительная героиня, и сочувствия не вызывает, ведь она сама создала для себя идеальный мир, к которому стремилась, она ненавидела мужа, который ее на самом деле любил.
Таким образом, мы можем видеть черты сходства Эммы Бовари и «тургеневских девушек » в их стремлении к идеалу, неудовлетворенности реальностью, в их мечтах. «Тургеневские девушки» холодные, рассудочные, не способны испытывать чувство настоящей христианской любви, они сосредоточены на своих переживаниях. Такие героини не могут быть положительным примером женщины, это эгоистки, желающие любви и страсти для себя.