Министерство Образования и науки российской федерации
Армавирская государственная педагогическая академия
Автор: студентка III курса
филологического факультета,
Корягина А.А.
Научный руководитель:
к.филол.н., доц. Костенко А.К.
Армавир, 2012
В существующих многочисленных литературоведческих исследованиях творчества Ф.М. Достоевского роману «Униженные и оскорблённые» отведено довольно скромное место. Вопрос о сложнейшей нравственно-философской позиции писателя, воплощённой в его первом крупном романе, написанном после каторги (1861г.), остаётся открытым. В то же время важность и необходимость обращения к этому произведению в целях изучения идейных исканий и творческого пути Ф.М. Достоевского не вызывает сомнений.
В советском литературоведении сложилась точка зрения, что в романе «Униженные и оскорблённые» идея самозабвенной любви воплощается в образе Наташи Ихменевой: «её чувство не плотское влечение, а жертвенная любовь-страдание, её крест», а «влечение Алексея к Наташе предельно целомудренно» [1; 512]. Формулировка этой любви оказывается разной:
ЛЮБОВЬ - ЖАЛОСТЬ (в учебнике «История русской литературы второй половины 19в.» под ред. Н.И. Кравцова). Согласно этой точке зрения «Наташа – сильная, своеобразная натура ?…? полюбила Алёшу за его слабость» [2; 447]. ЛЮБОВЬ - МАТЕРИНСКОЕ ЧУВСТВО («История русской литературы» под ред. Г.К. Щенникова, Л.П. Щенниковой). Наташа испытывает «потребность защищать, ограждать «слабое сердце» от коварства и жестокости людей»[3; 87].
Несмотря на возникшие противоречия, вызванные конкретикой в определении чувства главной героини, исследователи творчества Ф.М. Достоевского сходятся в одном - писатель изображает любовь. Таков традиционный подход к трактовке темы любви в романе.
Однако необходимо учитывать, что Ф.М. Достоевский рассматривает характеры и искания героев своих произведений, прежде всего в связи с христианской (православной) верой и Высшим идеалом - Богом. Этот фактор предполагает и особое понимание любви в контексте христианской мысли, так как «вне Православия Достоевский постигнут быть не может» [4].
«...Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла..." — такое признание можно прочитать в последней записной тетради Ф.М. Достоевского, - отмечает М.М. Дунаев. - Не в этих ли словах его — ключ к пониманию всего наследия писателя? Нет сомнения. Здесь ясное указание и на путь, и на итог пути, каким он прошёл в жизни» [4].
Если рассматривать роман в свете христианской духовности, окажется, что отношение Наташи – это, скорее, трагедия страсти, порождение болезни эгоизма, нежели любовь.
Таким образом, возникают некоторые затруднения в разграничении понятий «страсть», «увлечение» и «истинная любовь», что неизбежно приводит к нивелировке граней между ними и, как следствие, искажённому представлению о любви.
На основе анализа текстов богословов (Отец Константин Пархоменко
«Супружество глазами Церкви» [5]) и беседы со священником Свято – Троицкой церкви (г. Армавир), Отцом Павлом Калининым, мы попытались описать признаки любви и влюблённости:
ВЛЮБЛЁННОСТЬ эгоизм
влюбляются «за что-то» пылкость чувств СТРАСТЬ
ослепление
ЛЮБОВЬ это чувство вечно
любят «ни за что»
терпение духовное единение жертвенность (самопожертвование)
Действенным, на наш взгляд, будет являться сопоставительный анализ, иллюстрирующий проявление страсти,- чувства, порождаемого инстинктом, и любви, исцеляющей и возрождающей, суть которой представлена в Библии:
«Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует, Любовь не превозносится, не гордится,
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
[6].
Достоевский так же призывает человека к смирению, самозабвению, поскольку любование собой и эгоизм несовместимы с высшим духовным чувством, они идут вразрез с христианскими заповедями. Что касается счастья, - оно не может быть достигнуто без страданий, ведь именно «в горниле страдания закаляется и очищается душа человека». Мучение Наташи Ихменевой лишено христианского смысла и воплощается в томлении души по мечте. «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастья, говорит Наташа, - купить его какими-нибудь новыми муками…» [7; 15].
Чувства Наташи Ихменевой, несмотря на то, что ей присущи и жертвенность, и терпение, рассматриваются как проявление страсти, облечённой в болезненную форму, сводимую до уровня сумасшествия: «если я и люблю Алёшу как безумная, как сумасшедшая, то тебя, может быть, ещё больше, как друга моего, люблю» [7; 37]. Это «безумие чувств» характеризуют и портретные описания главной героини. Страсть иссушила её, «выгорела душа»: «Как переменилась она в три недели! ?…? эти впалые, бледные щёки, губы запёкшиеся, как в лихорадке, и глаза, сверкавшие из-под длинных, тёмных ресниц горячечным огнём и какой-то страстной решимостью» [7; 36], «Я нездорова, - прибавила она и побледнела как полотно» [7; 37].
Поступки и речь главной героини подчиняются мысли о личной пользе, предпочтении своих интересов, что является проявлением крайней степени эгоизма, несовместимого с понятием «любовь». Она желает удержать Алёшу рядом с собой любыми средствами, и он оказывается марионеткой, без души и воли.
Наташа придумывает будущее, в котором принудительно существует Алёша: «если я не буду при нём всегда, постоянно, каждое мгновение, он разлюбит меня, забудет и бросит ?…? каково жить-то мне без него?», «а если он бросит меня, я побегу за ним на край света, хоть и отталкивать, хоть и прогонять меня будет» [7; 37]. Можно сделать вывод, что с образом Наташи Ихменевой связано, прежде всего, воплощение индивидуалистического начала, обращенного к собственным желаниям и мечтам. Она не способна подняться над своей болью ради счастья любимого человека, нет в ней воспетого А.С. Пушкиным бескорыстия любовного чувства. («Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим») [8; 492].
Речь главной героини так же строится вокруг собственного ego. На это обращает внимание В. Ветловская во вступительной статье к книге «Униженные и оскорблённые». Она приводит цитату, подтверждающую эгоцентризм Наташи: «только бы он был со мной, только б я глядела на него! Кажется, пусть бы и он другую любил, только бы при мне это было, чтоб я и тут подле была…» [9; 9]. Случается, что она даже одёргивает себя: «Что ж я, и не спрошу,- обращается героиня к Ивану Петровичу, - Всё о себе говорю; ну как же теперь твои дела….?» [7; 37]. .
Любящий человек вряд ли будет говорить: «всё ему отдам, а он мне пускай ничего», - истинные чувства не нуждаются в гласности и подобных рассуждениях, а, акцентируя внимание на своей «благодетельности», она наоборот сеет зерно сомнения: действительно ли ей ничего не нужно от этой любви?
Наконец, самое главное: любовь никогда не идёт дорогой разрушительной, не сметает всё на своём пути, не причиняет зла и несчастия другим людям. Наташа же бросает ради своей привязанности к «премилейшему», но «способному на дурной поступок» мальчику свою семью, - всё, что раньше было для неё святыней. Она понимает, что причиняет невыносимую боль близким: «я знаю, что погибла и других погубила», но, поражённая безумием страсти, забывает о страдании и скорби ближних людей.
Наташа представляет собой не цельный образ, что связано с внутренним её разладом, с бинарностью. В её душе непроглядный хаос, разъединённые обрывки чувств и настроений. Она создаёт себе идола. Все её жертвы не имеют христианской основы и направлены на человека, возвышенного ею до божества. Однако в субъекте своего восхищения Наташа замечает недостатки, признаёт, что он недостоин её страданий, жертв, любви и поклонения ему. Вот и оказывается, что главной героиней руководит Идея и ничто другое, это подтверждается в романе словами Ивана Петровича: «Наташа инстинктивно чувствовала, что будет госпожой князя, владычицей, что он будет даже жертвой её. Она предвкушала наслаждение любить без памяти и мучить до боли того, кого любишь, именно за то, что любишь, и потому-то, может быть, и поспешила отдаться ему первая» [7; 15].Истолковывая эту цитату, В.В. Вересаев, писатель и критик русской литературы, делает резкий вывод: «Если у Достоевского мужчина ненавидит женщину или женщина мужчину, то читатель должен заключить, что они любят. И чем жесточе ненависть, тем это несомненнее» [10; 30]. Любовь воспринимается как желание мучений и гибели любимому человеку,- вот следствие неправильного понимания формулы «любви - страдания», причиной которого является ориентация не на любовь, а на её внешнее подобие.
Аналогичное чувство будет воспето в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». В основе её также лежит трагедия страсти (не любви), герой произведения только и живёт постоянными напоминаниями о себе, перенося страдания. Уходя из жизни, он произносит: «В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня ?...? Да святится имя Твое»,- моление, обращённое не к Богу, а к женщине, которую так маниакально «любил». В этой же цитате герой признаётся, что не стал счастлив. После кончины Желткова княгиня Вера, чья душа теперь «как будто раздвоилась», задаёт себе вопрос: «Что это было: любовь или сумасшествие?».
Библиография:
1. Энциклопедия литературных произведений/ под ред. С.В. Стахорского. – М., 1998.
2. История русской литературы второй половины XIX века // Учебное пособие/ под ред. Н.И. Кравцова. – М.: Просвещение,1996.
3. История русской литературы XIX века (70 – 90-е годы) // Учебное пособие / Г.К. Щенников, Л.П. Щенникова. – М.: Высш.шк., 2005.
4. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. // Православие и русская литература в 17-20 вв. - М., 2002.
5. Супружество глазами церкви. Электронный ресурс. Режим доступа: http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety_svyaschennika_na_voprosy_8-all.shtml
6. Библия. – Финляндия. Mikkoli, 1990.
7. Ф.М. Достоевский. // Собрание сочинений в 12 томах. / Том 4. – М.: Правда, 1982.
8. Я вас любил…: стихотворения/ Александр Пушкин. – М.: Эксмо, 2010.
9. В. Ветловская. Мир «Униженных и оскорбленных». / Вступительная статья.
10. Вересаев В.В. Живая жизнь. // О Достоевском и Л. Толстом //Аполлон и Дионис (о Ницше). – М.: Политиздат,1991.