Образ корабля в романе А.Трапезникова «Царские врата». (Крентик Ю.)
«Путники, вот и корабль! Когда был потоп,
Ной спасался на надежном корабле. Потоп
безумия и греха длится бесконечно.
Поэтому и создал Человеколюбец корабль спасения…
Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет
не рабов, а свободных детей, детей Царских, в
Царство Небесное бессмертное.»
[Свт. Николай Сербский. «Верую. Вера образованных людей».]
Красной нитью по всему роману А.Трапезникова «Царские врата» проходит образ корабля, многоаспектный и полифункциональный. Чем же, на наш взгляд, обоснован выбор писателем данного символа?
Перед непосредственным раскрытием образа в романе, видится необходимым краткое обращение к истории символа. Корабль является одним из самых распространенных раннехристианских символов, дошедших до наших дней. В древних культурах корабль был символом человеческой жизни, плывущей к пристани – смерти. «В христианстве же корабль символизирует Церковь, а христианина можно сравнить с маленьким корабликом, следующим за большим. Образ корабля связан с символикой поиска, странствия, в частности мореплавания (как бытия, стремящегося преодолеть собственные границы, выйти за рамки наличного). Также это символ прибежища в бурных водах, подобно острову и Ноеву ковчегу, и образ спасения. Корабль в своем символическом значении сближается с ладьей (в качестве олицетворения человеческой души либо человека в целом). Он также является пространством перехода: корабль не принадлежит ни земной, ни водной стихии, само пребывание на корабле может рассматриваться как положение между жизнью и смертью. В эмблематике корабль является символом благополучного достижения цели». [Корабль. Энциклопедия знаков и символов. http://sigils.ru/symbols/korabl.html]
Необходимо упомянуть, что в архитектуре весьма большое распространение получило строительство храмов в форме корабля. Оно характеризуется расположением частей церкви (храма, трапезной и колокольни) в одну линию, в чем было найдено сходство с кораблем. Т.н. «кормой» корабля является алтарь, «мачта» - купола и т.д.По вопросу точного определения типа храма существуют различные точки зрения. Согласно одной из них, церковь должна иметь в плане прямоугольную форму. Согласно другой, достаточно расположения на одной линии «запад-восток», форма в плане принципиального значения не имеет. В этом случае большое количество православных храмов может быть отнесено к типу «корабль» ввиду популярности расположения храма, трапезной и колокольни в одну линию.
Таким образом, мы можем говорить о неизменно важном значении символа корабля в Православии.
Введение автором в произведение образа корабля, на наш взгляд, является достаточно обоснованным, т.к. одной из центральных тем романа является тема религиозного человека, тема спасения души. В романе А.Трапезникова «Царские врата» мы можем говорить о нескольких аспектах символа корабля:
1.Корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани – смерти;
2. Корабль как судно – «Святитель Николай»;
3. Корабль как символ человеческой души, идущей через «штормы» проблем повседневной жизни к «спасению, к Христу»;
4. Корабль как символ человеческих отношений.
Рассмотрим подробнее приведенные выше аспекты:
1. Корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани – смерти. Этот путь в романе проходят отец главного героя, бывший полковник Фёдор Нефёдов и Татьяна Павловна, мать девушки Даши, в которую влюблен Николай Нефёдов.
Судьба отца оставит равнодушным ни одного читателя. Фёдор Нефёдов - «…человек военный, выполнял спецзадания в некоторых «горячих точках» планеты». «Корабль» его жизни «потерпел крушение» в результате измены и самоубийства его любимой супруги. На примере этого героя автор, по нашему мнению, показал, что отсутствие поддержки со стороны самых близких, разобщение семьи, неизбежно ведет к гибели, как к умственной, так и к физической.
Трагичной оказывается и судьба Татьяны Павловны, которая становится добровольной жертвой одного из «просветителей» церкви – отца Кассиана. Однако причина ее саморазрушения отчасти и не в этом: женщина ведет неправильный образ жизни изначально, она безбожно пьёт (вместе со своей матерью), совершенно не заботится о младшем сыне и в итоге продаёт в рабство собственную дочь. Несомненно, образ героини можно отнести к разрушительному эгоцентрическому типу , но ведь к Богу может прийти даже грешный человек, только «дороги» надо правильные выбирать. «Корабль» судьбы её разбит и прибит к каменистому берегу: она скитается по подъездам, потеряла память, лишилась своей семьи.
2. Корабль как судно – «Святитель Николай». Одним из центральных образов в романе А.Трапезникова становится именно образ судна под названием «Святитель Николай», который принадлежит Сергею Сергеевичу Игнатову, настоящему «морскому волку». Изначальное предназначение корабля определяет характеристику образа. Игнатов задумывал из него сделать паломническое судно — не для обычных туристов, стремящихся к отдыху, а для верующих мирян, чтобы посещать по пути монастыри, святые места, справлять православные праздники, совершать в дороге молебны. На корабле была даже устроена часовня, освященная по всем правилам архиереем. Само судно несет в себе и кульминацию, и развязку действия: именно здесь происходят наиболее значимые события в жизни героев. Здесь решается дело о продаже теплохода влиятельному Борису Львовичу, который «купит всё», здесь происходит объяснение Даши и Николая, здесь же находит свою смерть и хозяин судна, Игнатов. Корабль ,по сути, является «плавучим храмом», и он же отражает духовное и душевное состояние находящихся на нём пассажиров. «Разрушителей много, они лишь ждут срока, когда ты допустишь слабинку, растеряешься, впадешь в сомнение и неверие. И тогда разом накинутся, возликуют, нашепчут со всех сторон, заставят тебя своими же руками сжечь корабль и разбить на камни церковь», - так говорит Павел Игнатову. Этими словами Трапезников, на наш взгляд, передаёт одно из ключевых идей произведения – ни в коем случае нельзя отступать , нельзя терять веру, к Богу нужно идти всю жизнь. «Люди, собравшиеся на корабле «Святитель Николай», представляют собой частичку России, ее капельку, в которую через микроскоп можно разглядеть все, или почти все духовные устремления».
3.Корабль как символ человеческой души, идущей через «штормы» проблем повседневной жизни к «спасению, к Христу». Одним из наиболее ярких героев, прошедших этот путь, становится Даша. Девушка из неблагополучной семьи, вынужденная оставить учебу и работать на рынке, чтобы хоть как-то обеспечить существование своих родственников, Даша начинает курить, пить и употреблять наркотики. В романе ее образ становится отражением молодого поколения, его интересов и устремлений. «Корабль» Даши несётся , подхлёстываемый сильными волнами, но она не остается одинокой, благодаря чему в финале приходит к Богу и, обретя свою семью, становится счастливой.
4. Корабль как символ человеческих отношений. Ярким отражением данного символа являются в романе отношения Евгении Нефёдовой и Бориса Львовича. Отношения, построенные на лжи и смерти влюбленной в Бориса Львовича, матери Евгении, не принесли бы никогда счастья. Эгоистичный, но ограничивающий свой эгоизм в отношениях с женой, которую он любит оказывается и хорошим «капитаном». Вот как говорит о нем Женя: « С ним было спокойно, как на корабле с опытным капитаном. Ему бы флотилию водить в бурном море, не потопит». Однако стремлением «купить всё и всех» Борис Львович отталкивает супругу. Он одержим идеей приобретения корабля, сначала для своей любимой, а затем и просто, ради принципа. Любовь оказывается разрушена эгоизмом.
Однако главным «пассажиром корабля выступает Николай Нефёдов. В одном из внутренних размышлений главного героя присутствует следующая фраза: «Никчемное существо, ничего не умею, только толкаюсь в разные двери. Птичка Божья, вот кто я такой. Но и они живут, значит, для чего – то нужны?...Гимны слагать Господу?...» Здесь следует сказать о том, что птица на мачте, повернутая в ту же сторону - символ обращенности души к Богу. Следовательно, данная фраза как нельзя полнее отображает духовный путь главного героя. Такое качество: обращенности души к Богу, сопровождает Николая Нефёдова от начала и до конца романа. «Волнующееся море, могущее поглотить одинокого усталого пловца, отождествляется с суетной земной жизнью. Плывет корабль к вечному пристанищу - на небо, а направляет его Сам Христос». [Надпорожская О. Христианская символика/http://www.acapod.ru/1346.html].
Литература:
1.Энциклопедия знаков и символов. Корабль. htp://sigils.ru/symbols/korabl.html.
2. Надпорожская О. Христианская символика /http://www.acapod.ru/1346.html.