СКАЗОЧНЫЕ МОТИВЫ ДИККЕНСА И РЕАЛИЗМ ДОСТОЕВСКОГО В СВЯТОЧНЫХ РАССКАЗАХ

                                                                  Радионова Инна

                                                                             Научный руководитель

                                                                                       к.филол.н., доц. Козлова Г.А.

 

В последнее время уделяется большое внимание особенностям святочного рассказа. Святочный рассказ -  литературный жанр, в котором отображаются события святочного вечера — от Рождества до Крещенья. Рождество – христианский праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.

В писательской среде, как западноевропейской, так и русской, термины «рождественский» и «святочный» строго не различались. Но исследователи утверждают, что определенная разница в понятиях все же прослеживается. Святочный рассказ своими корнями восходит к русскому фольклорному жанру былички, короткого сказочного рассказа якобы имевшего место, а рождественский – к западноевропейской традиции к творчеству Ч. Диккенса, являющегося родоначальником рождественского рассказа как жанра, обязательным элементом которого является наличие в рассказе какого-либо сверхъестественного чуда. Но, если в святочном рассказе чудо не обязательно носит сверхъестественный характер, а чаще всего случается как удачное стечение жизненных обстоятельств, то в рождественском рассказе, как правило, имеют место мистические явления: привидения, духи, и чудо происходит непосредственно при участии потусторонних сил. По моему мнению, рождественский рассказ более приземлённый, чем святочный. Если рождественское чудо – это земная радость и благополучие, то святочное – прямой контакт с Божественным, это чудо, охватывающее и земную и неземную жизнь. Святочный рассказ более духовный, религиозный и божественный.

 Как святочный, так и рождественский рассказы символизируют чудеса, мистику Рождества, отражают в себе свое время и нравы. Главный мотив таких рассказов – борьба добра со злом. Важная особенность в том, что сюжет  должен быть поучительным, наделён фантастическими событиями, а конец – весёлым, положительным, благополучным. Традиционно главными героями святочных рассказов являются дети, как символ чистого, доброго рождественского чуда.

Святочные рассказы появляются в средние века в качестве рождественских историй, былей, передаваемых из уст в уста.  Активное распространение святочный рассказ получает в 19 веке.  Основателем этого жанра принято считать Чарльза Диккенса. Именно он открывает литературе возможность происхождения чудес в Рождественскую ночь.  Рождественская философия Диккенса связана с семейным празднованием, объединением родных и близких. Под Рождество обычно вся семья собирается дома, у родного очага, прощаются прошлые ошибки и обиды. Именно в это время семья объединяется в стремлении к счастью и вере в чудо. Эта тема является главной в «Рождественской песне» Диккенса. Религиозный смысл и евангельские образы Рождества в творчестве писателя уступают место обыденности. Важно то, что рождество, по мнению Диккенса,  чудо, меняющее человека, преобразующее его в лучшую сторону. 

Обращаясь к рождественским рассказам Диккенса исследователи выделили основную тему детства. Особенностью рождественской философии является мотив «божественного дитя» – младенца, посланного на землю Богом для спасения человечества. Следующий мотив - «рождественское чудо». Чудо приходит в виде обычной жизненной удачи, просто человеческого счастья – неожиданного спасения, вовремя и обязательно в рождественский вечер пришедшей помощи, выздоровления, примирения, возвращения долго отсутствующего члена семьи. Третий мотив – это мотив «нравственного перерождения».

 По мнению Диккенса, дети как нельзя лучше способствуют нравственному возрождению, перевоспитанию других персонажей. Потрясение переживает  Скрудж, когда видит мальчика и девочку рядом с Духом Нынешних Святок («Рождественская песнь в прозе»): «Они – порождение человека – отвечал Дух, опуская глаза на детей. – Но видишь, они припали к моим стопам, прося защиты от тех, кто их породил. Имя мальчика – Невежество. Имя девочки – Нищета».

Классическим примером образа ребенка, который заключает в себе идею добродетели и нравственного благородства, ребенка, способного изменить окружающий его мир, является образ Малютки Тима. Несмотря на то, что мальчик находится в трудной жизненной ситуации, он инвалид, Диккенс находит положительный стороны в его жизни.

Во-первых, Тима окружает любящая семья, которая заботится о нем, переживает за его здоровье, уделяет ему внимание, тем самым Диккенс даёт понять, что ребёнок не одинок, семья – его опора, она любит его: «Это не ребёнок, а чистое золото!», - говорит о нём его отец Боб Крэтчит, «Малютка Тим в сопровождении братца и сестрицы возвратился к своей скамеечки у огня», «Боб усадил Малютку Тима в уголке, рядом с собой, а Крэтчиты младшие расставили для всех стулья», «Боб любовно держал в руке его (Малютки Тима) худенькую ручонку, словно боялся, что кто-то может отнять у него сынишку, и хотел всё время чувствовать его возле себя», «Слёзы хлынули у Боба из глаз. Он не мог их сдержать. Слишком уж он любил сынишку, чтобы совладеть с собой».

 Во-вторых, Малютка Тим не лишён возможности жить счастливо на земле, он и его родные надеются на выздоровление, верят в чудо и уверены, что Бог поможет им жить счастливо на этом свете: «Голос Боба заметно дрогнул, когда он заговорил о своём маленьком сыночке, а когда он прибавил, что Тим день ото дня становится всё крепче и здоровее, голос у него задрожал ещё сильнее».

 В-третьих, Тим, как и его семья не озлоблены на мир, они всем желают счастья, в рождественскую ночь глава семейства Боб Крэтчит поднимает тост за здоровье Скруджа, который отчасти виновен в нищете этой семьи.  После того, как скряга Скрудж под влиянием духа будущего рождества, видит, что Тим может умереть, если ему не помочь, видит, как будет страдать семейство Крэтчитов, если произойдёт это несчастье, он меняет своё отношение к жизни, находит в своём чёрством сердце чувство доброты, жалости, самосовершенствуется, верит в чудо, помогает семье Крэтчитов деньгами, малютка Тим счастлив, Скрудж стал для него вторым отцом.

Диккенс заканчивает «Рождественскую песнь» оптимистично, пробуждая в читателе добрые чувства, настраивая его на положительное отношение к жизни, читателю хочется совершать благие поступки, самосовершенствоваться: «Больше он (Скрудж) уже никогда не водил компании с духами, – в этом смысле он придерживался принципов полного воздержания, – и про него шла молва, что никто не умеет так чтить и справлять святки, как он. Ах, если бы и про нас могли сказать то же самое! Про всех нас! А теперь нам остается только повторить за Малюткой Тимом: да осенит нас всех господь бог своею милостью!».

На мой взгляд,  Диккенс полностью реализует поставленные им задачи: изобразить фантастическое рождественское чудо и донести читателю основу рождественской философии – преображение мира через совершенствование конкретного человека. По моему мнению, Диккенс считал, что для того, чтобы мир стал лучше, нужно начать с себя.

Одним из  писателей, работающих в жанре святочного рассказа в России в 19 веке был Ф. М. Достоевский. Он считал, что Рождество предоставляет возможность каждому человеку искупить свои грехи, очистить свою душу через помощь ближнему. Его произведение «Мальчик у Христа на ёлке»  можно отнести к разряду святочных рассказов, хотя и не по всем критериям.

Как и Диккенс, Достоевский вводит образ ребёнка в святочный рассказ, тем самым изображая ребёнка символом рождества. Достоевский более реалистично рассматривает положение беззащитного ребёнка в рождественской суете. На первый план он выносит суматоху города, в которой не заметны страдания ближнего: «Вот и опять улица, ох – какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!». Достоевский показывает читателю, что люди забыли, что за праздник – рождество и  заняты покупкой продуктов, украшением домов, они не замечают бедного мальчика, который только что потерял единственную опору – мать, для которого вся эта роскошь – сказка, не доступная ему, единственное его желание – погреть закоченевшие ручки: «А у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить». Достоевский, в отличие от Диккенса, показывает мальчика,  лишённого семьи, любви, заботы и опоры. Мальчик одинок, он бродит по улицам, в поисках тепла и пищи, но люди, живущие в достатке гонят его в рождественскую ночь, считая, что он запачкает их дом своим присутствием: «Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее».

Достоевский даёт понять, что бедному мальчику нет места на земле из-за равнодушия людей. В произведении образ детства скорбный. Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной,  злой жизни взрослых. Но Богу есть дело до всех униженных, брошенных, забытых. По мнению  Достоевского: жизнь и счастье этого бедного мальчика, брошенного на произвол судьбы, не возможна на земле, среди людей, не обращающих внимание на беды ближнего.  Достоевский уверен, что именно на небесах мальчик обретёт счастье, покой и поймёт, что он нужен, что его любит Бог. С этим убеждением связан оптимизм концовки, принятый в рождественских рассказах, полностью укладывающийся в определении жанра Лесковым.

Не случайно Достоевский вводит образ святого духа, который забирает малыша к себе, для того, чтобы согреть и обласкать:  «Пойдем ко мне на елку, мальчик,  -  прошептал над ним вдруг тихий голос», «Все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей...». Образы  духов вводит в «Рождественскую песнь» и Диккенс, стремясь показать участие высших сил в жизни человека.  Таким образом, можно предположить, что счастье в понимании писателей достигается благодаря Святому духу, участию в жизни героев Божественного проведения.

Достоевский хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы он никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления…  Для маленького героя Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, - свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери.  Важно то, что счастье к мальчику приходит как бы во сне, его зовёт Святой дух и ведёт на свою ёлку, где собрались дети, не имевшие в земной жизни того, о чём мечтали, но получили это у Христа на ёлке.

Как правило, святочный рассказ должен иметь счастливый конец. Нельзя сказать, что «Мальчик у Христа на ёлке» исключение из правил, так как мальчик умер.  Достоевский подразумевал, что исполнение желаний  на небесах  это такой же счастливый конец для мальчика, возможно,  как и для Тима – выздоровление.

На мой взгляд, и Диккенс, и Достоевский были уверены, что до Бога в Рождественскую ночь, можно достучаться молитвами и благими делами, а не вкусными блюдами и наряженной ёлкой. Несмотря на разный подход писателей, они дают читателю темы для размышления, позволяют понять, что чудо в рождество возможно.


Назад к списку