Суконко Наталья
Научный руководитель
к.филол.н., доц. Козлова Г.А.
Смерть -это завершение жизненного пути. Душа человеческая порывает с земной оболочкой и переходит в мир иной. Весь этот процесс покрыт для человека пеленой тайны. Адам и Ева, живя в раю, были бессмертны, но они ослушались Бога, вкусив яблоко с древа познания. И Бог покарал их за это, лишив вечной жизни. Теперь людям для того, чтобы снова попасть в рай, нужно постоянно трудиться духовно и физически. И смерть является своеобразным порогом, переступив который, души праведников попадают в рай, а души грешников обрекаются на вечные муки.
Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше дня рождения". Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Таким образом, целью жизни человека является движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий". "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она - не конец, а начало жизни вечной.
Русский и Западный мир отличаются друг от друга. У нас разные взгляды на жизнь, разные условия существования. Поэтому мы и одну религию приняли по-разному. Произошёл раскол, в ходе которого христианство разделилось на православие и католичество. И основные понятия веры этими направлениями стали трактоваться по-разному, в том числе и понятие смерти. Католичество, как религия более материальная, поставило прощение грехов человеческих на предпринимательский конвейер. Каким бы страшным не был твой грех, заплати побольше денег священнику и тебе простят всё. Появилось ощущение вседозволенности, люди стали грешить не боясь кары небесной, ведь есть же чистилище, в котором грешник может очистится.
Ещё Тиртулиан писал, что душа человеческая является христианкой. Как бы грешен человек не был, она всё равно стремится к богу и видит истинные грехи хозяина. Вот откуда появляется этот страх перед смертью. Человек может и не верить в бога и в существование ада и рая, но его душа чувствует, что близится расплата за все прегрешения и это передаётся человеку. Он начинает бояться конца, оправдывая это страхом перед неизвестностью. «Коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Боишься неизвестности, вот чего. Как там не говори, что душа на небо пойдёт…ведь это мы все знаем, что неба нет, а есть атмосфера одна» - капитан Тушин «Война и мир».
В Православии же даже само слово «смерть» не употребляется. Существует такое понятие, как «успение» - человек как бы засыпает в одном мире, чтобы проснуться в другом. Под смертью же, как объяснил отец Павел Калинин, отвечая на заданный мною вопрос, подразумевается исчезновение не только тела человеческого, но и его души, отречение её от бога, поэтому слово «смерть» в Православии имеет отрицательную характеристику. Эта мысль отражена и в повести «Лето Господне». Здесь нет слова «умер», а применяется слово «отошёл» -«Отмучился, отошёл…тихо отошёл…разок воздохнул только…и губками так вот, будто кисленького отпил»- смерть Сергея Ивановича. Также мы не увидим в повести слова «умерший», а только «усопший». «Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти, а кто не боится её, тому принадлежит всё» - Пьер Безухов «Война и мир».
Проследуем непосредственно к анализу последних дней жизни героев «Милого друга» и «Лета Господня». В комнате Горкина – персонажа повести Шмелёва- висели две картинки, изображающие смерть праведника и смерть грешника. «Смерть праведника» изображает умирающего человека, над которым склонилась смерть, из тёмных углов на него смотрят черти, но они боятся подступиться к его душе, так как над праведником стоит ангел, распростерший свои крылья, и заслонивший его от слуг сатаны. Этим праведником является отец главного героя Ванечки Шмелёва – Сергей Иванович. «Смерть грешника» же показывает страх и мучения человека, сотворившего много зла. Ничто не стоит между ним и слугами нечистого. Таким грешником является один из героев романа «Милый друг» Шарль Форестье. Он очень часто шёл на сделки со своей совестью, предавал и обманывал людей, верящих ему, и поэтому умирает в страшных мучениях.
Сергей Иванович, несмотря на свои мучения, не озлобился, а наоборот стал добрее, он благодарит всех за то, что за ним ходят, терпит боль и не говорит о ней, чтобы не волновать своих близких. Форестье же озлоблен на всех, он изводит свою жену капризами. «Форестье вскинул глаза на жену и сказал:
-Я хочу подышать воздухом-
-Смотри, ведь уже поздно, солнце садится- сказала она.
-Говорят тебе, я задыхаюсь- прохрипел он ,-какое тебе дело, умру я днём раньше или днём позже – всё равно мне крышка. Жена настежь распахнула окно. Но вдруг Форестье закричал:
-Закрой окно! Мне только хуже от этого. Я предпочёл бы издохнуть в подвале. Форестье очень эгоистичен, он не даёт никому забыть о своей болезни. «Дыхание у больного было частое, прерывистое. Порой он словно хотел напомнить окружающим, как он страдает, и тогда оно вырывалось у него из груди вместе со стоном.
Доброта и набожность человека измеряется любовью к нему окружающих. Когда заболел Шмелёв –старший, вся Москва потянулась к его дому. «Приходят с разных концов Москвы всякие бедняки и старинные люди, которые только по большим праздникам бывают. Говорят-крестятся «Пошли ему, Господи, выправиться, благодетелю нашему сиротскому». Искренне жалеют о болезни отца и родные. «Чуть чем займусь- клею змей в сенях или остругиваю для лука стрелы, - вдруг вспомню – отец болен! И иду в полутёмный коридорчик, сажусь на залавочек и молюсь в слезах «Господи, помоги папашеньке, исцели, чтобы у него не болела голова…Господи…чтобы мы все опять…опять» - и глотаю слёзы солёные-солёные. Форестье же в своей болезни забыт всеми, никто не жалеет о нём искренне. В редакции ему быстро нашли замену, жена сидит с ним только из чувства долга и с нетерпение ждёт его смерти, а мнимый «друг» Жорж Дюруа приехал лишь затем, чтобы перехватить его жену и жениться на ней самому.
Интересно отношение к смерти самих умирающих. Шарль изо всех сил цепляется за жизнь, не желая с ней расставаться. «Я не хочу умирать! Боже мой! Что со мной будет? Я ничего больше не увижу, ничего, никогда. Боже мой. Спаси меня – зашептал он жене – спаси меня, милая…я не хочу умирать..Скажите, что я должен сделать, позовите доктора…я приму всё, что угодно. Я не хочу, не хочу». И всей этой истерике можно противопоставить одну фразу Сергея Ивановича: «Она не разбирает, в пачпорте не сверяется. Ну, на всё воля Божья». Мы видим полное смирение и преклонение перед решением Господа.
Несмотря на все признаки близкого перехода в мир иной человек всё равно до последнего надеется на выздоровление. Это происходит и с Форестье и со Шмелёвым. Они строят планы на дальнейшую жизнь, только планы эти у них разные. Шарль покупает вазы и гардины в свой кабинет и мечтает о его переустройстве, а Сергей Иванович, в первую очередь, хочет отблагодарить Бога за выздоровление. «Бог даст, выправлюсь, вот мы тогда пойдём к Преподобному. Пешком всю дорогу пойду, не как летось, на Кавказке, а всё пешком, как божий народ идёт.»
И у Шарля и У Сергея Ивановича перед смертью был момент облегчения, когда все поверили, что они пойдут на поправку. Шмелев активно занялся хозяйством, развил бурную деятельность и весь двор наполнился радостью. И не только двор, ликовали все, кто знал доброго барина. Форестье тоже испытал ощущение выздоравливающего человека, но никто не был рад за него искренне, да и сам он не верил в чудо. «Он был весел, но это была наигранная, искусственная, хилая весёлость обречённого».
Когда в доме лежит умирающий, вся атмосфера наполнена грустью, но только грусть эта может быть разной. В «Лете Господнем» все горюют об умирающем, о том, что не увидят его никогда. В «Милом друге» все думают, в первую очередь, о себе, о тех лишения, которые им приходится переносить во время ухода за больным. Грустят и сами умирающие, да только Шарль грустит о себе, о том, что он умрёт, а все будут жить как ни в чём небывало. Отец Ванечки же грустит о тех, кого он оставит – о детях, о жене: «Как же ему голубчику не скучать, жалко сироток-то». Истинно верующему человеку Бог помогает во всём. Даёт Он нам силу и укрепляет нас. Форестье не верил в Бога, не кому было помочь ему, никто не стоял между ним и бесами. Да и жена его не отличалась набожностью. Она говорит Дюруа: «А вы разыщите священника. Постарайтесь найти кого-нибудь попроще, который ничего из себя не корчит. Устройте так, чтоб он ограничился исповедью и избавил нас от всего лишнего». Другое дело – Сергей Иванович, всю жизнь он прожил, неся бога в сердце, и умирал с верой в него. «Хорошо его душеньке, легко. И покаялся, и причастился, и соборовался…всё – как православному полагается. Отец Виктор отходную читает, дабы Пречистая покрыла крылами ангельскими, от смрадного и страшного образа бесьего. Тихо уснёт папашенька, милые. И Спасителю канон читает, и разрешительную молитву, да отпустится от уз плотских и греховных».
Шмелёв – старший перед смертью благословил детей: «Мать не обижайте, слушайтесь, как меня. Будьте честные ,добрые, не ссорьтесь, за отца молитесь». Шарль думает лишь о своём спасении и исповедуется не для того, чтобы очиститься от земных грехов, а для того, чтобы задобрить Бога. Шмелёв умирает, окружённый любящими его людьми, а Форестье умирает совсем один. После их кончины родственники испытывают облегчение, но Шмелёвы радуются потому, что их любимы человек отмучился, что ему сейчас уже хорошо и душа его успокоилась. В окружении Форестье все радуются тому, что они отмучились, что не надо больше ходить за больным и исполнять его капризы. «- Кончился- сказала мадам Форестье. К Дюруа его обычное спокойствие, и облегчённо вздохнув, он прошептал: «Я думал, это дольше протянется». На похоронах Сергея Ивановича Шмелёва собралось так много, людей что под их ногами дороги не было видно. И даже природа оплакала смерть этого добрейшего человека, смочив его могилу дождём.
И в заключение хотелось бы сказать, что не нужно роптать на Бога за смерть близких нам людей. На всё воля Божья. Если он так решил, значит так было нужно. Никому не известно, что стало бы с человеком, останься он живых. И в подтверждение хочется привести историю рассказанную в «Лете Господнем». Жила одна богатая боярыня. И не давал ей бог детей, но она не роптала на него, а молилась и церкви помогала. И вот на старости лет подарил ей с мужем Господь сына. Не могли они нарадоваться на своего первенца, а он дожил до 3 лет и умер. Обиделась барыня на Бога, отвернулась от него. И в одну из ночей снится ей и мужу одинаковый сон – везут по площади юношу на казнь, за то, что он хотел убить царя. И поняли они, что это будущее их сына, если бы он остался жив. И возблагодарили они Бога за то, что он избавил их сына и их самих от страшных мучений.