ЖИЗНЬ И ЖИТИЕ В ПОВЕСТИ ИВАНА ЕВСЕЕНКО "ПЁТР И ФЕВРОНИЯ".

 

                                                     И. Фалеева, студентка 3 курса филфака

          (научн. руковод. – канд. филол. наук, доцент – Н. Л. Федченко).

   Для раскрытия темы нам необходимо определить значение термина «житие». Жития святых, агиография  (от греч. Hagios – святой и grapho – пишу) – рассказы о жизни, благочестивых подвигах или страданиях людей, канонизированных христианской церковью; один из основных литературных жанров средневековья.

         Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой даёт нам следующее определение термина «житие». Житие – ср. р. 1)  Повествование о жизни человека, причисляемого церковью к лику святых. 2) То же, что: биография.3) То же, что: жизнь.

           Сопоставив эти два определения, мы пришли к выводу, что в данной работе термин «житие» выступает в третьем значении, т.е. обозначает жизнь. Действительно в повести Ивана Евсеенко «Пётр и Феврония» жизнь героев представлена как житие, о чём свидетельствуют такие моменты, как Пётр Николаевич и Февронья Васильевна живут душа в душу: забота друг о друге, уважительное отношение. «Шестьдесят четыре года прожили совместно, в любви, миру и согласии Пётр Николаевич и Февронья Васильевна…» Гибель единственного сына Коли ещё больше сблизила их. «После смерти Коли Пётр Николаевич и Февронья Васильевна ещё крепче прикипели друг к другу, сроднились в скорби и утрате и стали жить, считай, одним сердцем и одной душою.» После смерти жены Пётр Николаевич остаётся один, ведь кроме них в Калиновом хуторе больше никто не жил, и именно на его плечах приготовление к похоронам.

             Смерть Февроньи Васильевны не повлекла за собой отчаяние мужа, он не ожесточается на мир, несмотря на то, что остался один со своим горем, а принимает это как данность. Пётр Николаевич всё время ощущает присутствие жены, её заботу, она поддерживает его, не даёт упасть духом, потому что заботиться о доме и хозяйстве трудно одному мужчине. Ведь сколько дел нужно выполнить за один день: приготовить еду, покормить гусей, отвести козу Матрёну на пастбище. У Петра Николаевича пропадает желание завтракать, понимая, что рядом нет его любимой, а Февронья Васильевна как любящая жена настаивает на том, чтобы Пётр Николаевич поел. «Поешь, поешь! День тебе предстоит тяжёлый, не евши ослабнешь. Молока хоть козьего попей с хлебом. Всё сытней будет.»

               Смерть Февроньи Васильевны переживает не только Пётр Николаевич, но и домашние животные: кот Назарка, коза Матрёна, гуси во главе с гусаком Черномором. Удивительно, что кот Назарка, не видя в кухне за домашней работой хозяйку, почувствовал что – то плохое и стал звать её, но не получив ответа,  устремился в горницу, где лежала Февронья Васильевна. Увидев её, он всё понял и прильнул к ногам любимой хозяйки, словно «безмолвной, будто окаменевшей стражей.» Создаётся впечатление, что намного тяжелее Назарке, чем Петру Николаевичу. Гуси не нашли в кормушке вечерней добавки и начали обидно гоготать, но через  некоторое время Черномор с верой и надеждой выглядывал Февронью Васильевну, так как оставить ненакормленных гусей она не могла. Назарка  не оставлял хозяина и всё время был рядом, вместе они отправлялись за Матрёной, ходили на огород.

                Приближался день похорон, и Петру Николаевичу необходимо изготовить крест. Подходящий материал для креста – дуб, но жили Пётр Николаевич с Февроньей Васильевной бедно, и никакого дуба у них не было, даже сосны и берёзы не найдётся. Можно, было бы, разобрать сарай или омшаник на доски для креста, но данные дворовые постройки дороги Февронье Васильевне, и воспользоваться ими Пётр Николаевич не может.   «Да и Февронья Васильевна ни за что не даст своего согласия на подобное разорение подворья, где всё дорого ей и мило, где она прожила всю свою жизнь, будто в обнимку и с сараем, и с омшаником…»  Но неожиданно взгляд Петра Николаевича остановился на сосне, посаженной на меже. Эту сосну супруги посадили « беспомощным» и корявым деревцем и шансов на то, что она выживет было мало, но каждодневная забота дала свои плоды, и из хрупкого деревца выросла красавица – сосна. Маленький Коля любил играть на ней, для Февроньи Васильевны она была сестрой. У Петра Николаевича не было выбора, и ему пришлось срубить сосну. Он не осмелился об этом сказать жене, ведь сосна выступает символом жизни супругов. Она, как и их жизнь, преодолела много трудностей и препятствий, потому что  любовь Петра Николаевича и Февроньи Васильевны давала им силы.

                Попрощаться с Февроньей Васильевной приходил Коля. Во время их общения Петра Николаевича рядом не было. Он чувствовал себя виноватым перед сыном, так как не смог уберечь маму.  « Вот и нет у нас, Коля, матери, - тяжело и повинно вздохнул Петр Николаевич. – Не уберег…»

                Вот и похоронил Пётр Николаевич свою любимую Февронью Васильевну. Он каждый день приходил на кладбище, не только ради молитвы, но и долгожданной минуты, когда смерть придёт за Петром Николаевичем, и они, как и прежде будут вместе, ведь супруги мечтали умереть в один день. « Чтоб навечно там соединиться с Февроньей Васильевной и прорости совместно с ней, из одного корня, травой, деревом, цветочным стебельком или гибким огуречным побегом…»

                 В итоге хочется отметить, что жизнь Петра Николаевича и Февроньи Васильевны можно с полным правом назвать житием. Потерять близкого человека, при этом в сердце сохранить любовь и  доброту, наверное, не каждому дано. Поэтому каждый должен стремиться к настоящей любви, верной и вечной, которая будет длиться на протяжении всей жизни и после смерти одного из супругов.  


Назад к списку