О ВЕРЕ ИСТИННОЙ И ЛОЖНОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗА КУПРИНА "НЕЗАКАТНЫЙ СВЕТ")

Анастасия Коцарь

3 курс филологического факультета

 

Что же такое вера в Бога? По словам священника Георгия Завершинского, вера – «это не абстрактное, отвлеченное знание или рассуждение в самом себе о Боге внутри меня. Это не выведение какого-то умозаключения, которое поможет нам абсолютно самостоятельно осознать что-то. Это даже не опыт, такой, который дает мне понять что-то такое, что будет полезным лично мне и только мне. Вера – это скорее осознание причастности чему-то или, вернее, Кому-то, большему не только меня самого, но и всего понятного и познаваемого, что есть в этом мире». [Георгий Завершинский. «Что такое вера?». Православный образовательный портал «Слово»]. Вера возникает в человеке лишь тогда, когда он начинает осознавать себя личностью в христианском понимании этого слова. Отцы и учители древней христианской Церкви под «личностью» понимали человека, «который обрел в этой жизни себя, свой собственный образ». Это истинное понимание веры.

Святитель Николай Сербский говорил: «Искать истину – значит искать предмет любви. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь его вынести, не сгорев. В придачу Она принесет тебе все, но ты поймешь, что тебе не нужно ничего больше, кроме Ее сияющего и сладчайшего лика» [Православная энциклопедия. Азбука веры].

Но человек, по природе своей, может формулировать свои доводы и ставить свои опыты, тем самым пытаясь дать логическое обоснование того, что в нем изменчиво «по силе и ясности в акте непосредственного религиозного созерцания» [«О вере истинной и ложной». О.Серафим. Христианская Истинно - Православная Церковь]. Таким образом, возникает логическая сторона религии. Именно это соотношение частей религиозного миропонимания и мироотношения и служит первым источником отклонения от правильного пути к Истине.

Как нельзя лучше проследить разницу между верой истинной и ложной можно на примере рассказа Владимира Крупина «Незакатный свет». Он был опубликован в 2006 году с подзаголовком «Записки паломника». Автор выступает как очевидец, которому посчастливилось посетить места, о которых ранее он только слышал, увидеть своими глазами то, о чем только читал. В произведении поднимается одна из серьезных проблем современности: непонимание ценностей христианской веры, искажение их и в конечном итоге – продажность.

Рассказчик повествует нам о своей второй поездке на Святую землю. Впечатления после первого посещения Израиля были настолько сильны, что он решился повторить свой путь спустя какое-то время. За десять дней пребывания на Святой земле он успел полюбить все, что с ней связано, где все молитвенно: «медленные, редкие облака над Хевроном, зеленое и золотое сияние холмистых берегов Тивериадского моря, синее и серебристое мерцание его поверхности, по которой “яко по суху” ходил Иисус Христос, темная зелень и выгорающая трава горы Блаженств, тихое шелестение склонов Сорокадневной горы, ласковое прохладное течение хрустальных вод Иордана… все-все говорит нам о святости и вечности. И о том, что именно здесь свершилась победа над смертью, именно здесь Господь открыл тайну спасения души. Она легка: не надо грешить. И она тяжела: не грешить трудно».

В Иерусалим приезжают паломники со всех концов земли. Но все ли они едут за одним и тем же? Нет. Сами жители Израиля, хранители святынь христианской религии, утратили в большинстве своем истинное понимание веры. Рассказчик повествует о своем прохождение Крестного пути, где все пустынно. Но возвращаясь по тому же пути спустя полтора часа, рассказчик приходит в ужас от увиденного: «Где он? Все кругом кипело, кричало, торговало, продавало и покупало. Неслись мальчишки с подносами, продирались тележки с товарами, ехали велосипеды с большими багажниками или же с прицепами. Меня хватали за руки, совали прямо в лицо разную мелочь». И это было только начало. Увидев на стене, к которой, изнемогая, прислонился Иисус Христос, след ладони, фотографировались европейские туристы доставали, «примеряя к впадине свои ладони, обсуждая их размер».

Рассказчик продолжает свой путь в храм Гроба Господня: «Вот резкий поворот налево, вот вскоре еще более резкий поворот направо, и я уперся в плотную цепь патрулей. Цепь эту преодолевали или по пропускам, или за деньги». Но в храм он все-таки попадает, считая это Божьей милостью. За несколько часов до нисхождения Благодатного огня на Гроб Господень в храме происходило что-то невообразимое, особенно у алтаря и часовни: «молодежь кричала, пела, плясала. Девицы в брюках прыгали на шею крепким юношам, и юноши плясали вместе со своим живым грузом. Колотили в бубны, трубили в трубы. Арабы как дети, они считают, что если не будут кричать, то Господь их не заметит. Такой менталитет. Иногда они начинали враз свистеть. Я впервые ощутил физическую осязаемость свиста. В это время воздух в храме становился будто стеклянным».

Вот она вера ложная, а точнее – полное отсутствие веры во спасение себя, своей души. На фоне этого хаоса все же выделялась группа православных паломников, которых выдавали глаза. Губы их шептали молитвы. Их совсем немного, но именно благодаря им рассказчик находит умиротворение в молитвенности и спокойствии. Это люди, несущие в себе веру истинную, так как общая атмосфера, царящая в храме, нисколько не мешает им быть ближе к Богу. По мнению автора, это истинные христиане, так как они достигли той степени спокойствия души, когда она открыта для Бога и закрыта для остального. Это и есть, по Крупину, идеал истинно православного человека.

Вокруг храма творился еще больший беспредел. Людей к храму все прибывало и прибывало. «Полицейские не церемонились, расчищали дорогу вокруг часовни. Упорно не желавших покинуть место у часовни просто оттаскивали. И даже били дубинками».

«Не может быть, чтобы вот сюда, этим людям, нам, таким грешным, Господь низвел с небес огонь. За что? Да впору под нами разверзаться земле, поглощать нас в бездну, чтобы очистить место под небесами для других, достойных».

Позже началась драка. «В храм ворвались крепкие парни лет межу тридцатью и сорока. В белых футболках, с красными платочками на шее, будто с галстуками. Это чтобы в драке видеть своих. Дрались копты и армяне. Дрались до крови. Появление крови вызывало крики ликования. Полиция работала дубинками всерьез, драку подавили. Раненого увели. Барабаны и бубны, трубы и свист усилились. Из-за чего они дрались? Говорят – традиция».

Спустя некоторое время в храм вошли священнослужители, вносили патриарха Иерусалимского Диодора. «Слабой рукой, невысоко ее поднимая, он благословлял… молящихся или, лучше сказать, собравшихся. Его обнесли один раз, он слез с носилок у входа в Гроб Господень и стоял, а остальные священники обошли часовню еще два раза. В шуме не было слышно слов молитвы, но мы знаем, что в это время поется воскресная стихира шестого гласа: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах; и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Ближе к двум часам, по словам рассказчика, в храме стало совсем тихо. «Здесь наступили такие щемящие минуты ожидания, так, уверен, все молились о ниспослании огня, и, думаю, все так искренне каялись, что именно по его грехам огонь медлит сойти…».

Так что же привело всех этих людей в храм? Безусловно, часть приехала для того, чтобы быть ближе к святыням, чтобы искупить свои грехи, чтобы хоть на чуть-чуть приблизиться к Спасителю и попытаться спасти свою грешную душу. А другие? Как это не тяжело осознавать, но другая часть прибывших в храм – это люди, отдающие дань моде. Они не понимают всей важности того, где они находятся. Подобное поведение в храме лишний раз подтверждает их прагматический настрой. А ведь демонстративное посещение Святой земли ни на йоту не приблизило их к истинному пониманию веры.

«Истина есть ощущение по Богу», как говорит преп. Исаак Сирин. И поэтому для того, чтобы человеку получить это внутреннее ощущение, чувство Истины, ему необходимо бороться за чистоту своих чувств. «Эта чистота достигается, через посредство правильно-проходимой внутренней жизни, непосредственно в личной жизни человека, по мере очищения чувств от примеси самости, первородного греха. То есть, по мере того, насколько человек, по настрою своего духа, приобретает истинное смирение перед Богом, во всех искушениях с ним приключающихся, каждый день» [Преподобный Исаак Сирин. Писания. Слово 43]. Таким образом, чтобы приблизиться к Богу, нужно заглянуть внутрь себя и задать себе вопрос, чувствуешь ли ты в своей душе веру – это и есть начало истинного общения с Богом. Это истинное понимание веры.

 

Литература:

 

Георгий Завершинский. «Что такое вера?». Православный образовательный портал «Слово».

 

Преподобный Исаак Сирин. Писания. Слово 43.

 

«О вере истинной и ложной». О.Серафим. Христианская Истинно - Православная Церковь.

 

Православная энциклопедия. Азбука веры.


Назад к списку