НИКОЛАЙ ЕЛТЫШЕВ КАК "ПСЕВДОГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" (ПО РОМАНУ Р.СЕНЧИНА "ЕЛТЫШЕВЫ")

Оксана Рогоза,

4 курс филологического факультета,

отделение журналистики

 

Николай Елтышев как «псевдогерой нашего времени»

(по роману Р. Сенчина «Елтышевы»)

 

Утопии и антиутопии потеряли к себе интерес в современной литературе. Сейчас авторы стремятся запечатлеть «страшный и абсолютно реальный мир». Так и Роман Сенчин, как повествуется в описании к роману «Елтышевы», изобразил настоящую Россию в образе деревни. «Деревня, древняя, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию». Деревня, где люди «очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать».

Николай Михайлович Елтышев, старший лейтенант, пятидесятилетний глава семьи, вынужден покинуть город и вместе со своей семьей, женой и старшим сыном, переехать в деревню к тетке Татьяне. С первых же дней семья ощущает дискомфорт в новых условиях: «трудно, иногда, казалось, что не выдержат, задохнутся в этом домике-склепе, перегрызут друг друга – теснота порождала ссоры, обостряла раздражение». Остроты добавляло отсутствие денег и работы. Нежданный брак сына и скорое появление внука вынуждало думать Николая Михайловича о строительстве дома для молодоженов. Но строительство шло далеко не семимильными шагами, а потом и вовсе остановилось на фундаменте. Нет денег – оправдывает себя Елтышев. Но где их взять? Только трудом, ежедневным физическим трудом можно заработать копейку в деревне и обеспечить себя необходимым продовольствием. Так жила тетка Татьяна: «Она просыпалась часов около семи и начинала шевелиться. Медленно одевалась, долго тщательно умывалась, осторожно тренькая штырьком умывальника. Растапливала печь, кипятила воду (электрочайником не пользовалась), пила чай. <…> Потом ходила проведать кур, отрывала листок висевшего на стене календаря и читала, надев очки, что там написано на обратной стороне листка. Готовила завтрак». И ее медленное, но упорное, каждое утро продолжающееся существование заставляло и Елтышевых вставать с кроватей, умываться, что-то делать.

В деревне предоставляется возможность выжить и заработать самой природой. Люди выезжают в бор и собирают ягоды на продажу. Приспособились к этому заработку и Елтышевы: летом собирали жимолость, осенью – бруснику. Но материальное благополучие все равно обходит стороной семью Елтышевых. Кроме того, ощущение «окунутой во что-то нечистое, поганое, от чего ей уже не отмыться, что ничем с себя не соскоблить» обретает жена Елтышева, Валентина Викторовна, когда продает ягоды на вокзале своей бывшей коллеге по библиотеке. Именно с этого дня, считает Валентина, началось ее внутреннее «сползание на дно жизни».

Однако самым прибыльным делом для семьи Елтышевых стала продажа паленого спирта. Согласились они на это дело только со второго раза. Клиентов было хоть отбавляй. Постепенно пристрастились к своему товару и сами продавцы. Елтышев не верил, что может спиться, но осознавал, что «ложиться спать трезвым становилось тяжело – донимала, крутила бессонница», бессилие и бездействие тянули к выпивке.

Но и сказать, что деньги от продажи спирта стали приносить доход семье Елтышевых, нельзя. Дом все также не строился, семья Елтышевых, действительно, катилась вниз с каждым годом проживания в деревне. «Мылись редко – раза два в месяц – и то кое-как, безо всякого удовольствия». Николай Михайлович много времени проводил в огороде. «Но в основном сидел на ведре, курил».

Еще одним подтверждением отсутствия человечности в образе Елтышева – его удивительное спокойное существование после совершенных им убийств. Он убивает тетку Татьяну, которая приняла их к себе в дом, соседа Харина, который мошенническим путем обирал Елтышева, собственного сына. И спокойно каждый раз возвращается домой и закуривает сигарету, выпивает «с женой бутылочку спирта», а после смерти сына Елтышев не только не испытывает чувство ужаса, «но и ощущает внутри почти спокойствие, даже какое-то облегчение». Все убийства Елтышева сходят ему с рук, нравственно он никак не страдает, кроме того, сама жена, оказавшаяся свидетельницей убийства сына, просит Елтышева не признаваться и не оставлять ее одну: «А обо мне ты подумал?! Мне в петлю теперь?».

Заканчивает свою жизнь Елтышев уже абсолютно не в человеческом облике: его жена смертельно больна, младшего сына убили в первый день после освобождения из тюрьмы, дом разграблен постоянными покупателями спирта, его внук не знает ни своего кровного отца, ни их фамилии.

Однако был ли человеческий облик у Елтышева в городе? Он работал дежурным по вытрезвителю и нелегально изымал деньги у нарушителей: «Елтышев делал опись. Вместо «3320 рублей» у одного записал «1320 рублей», у другого вместо «2598 рублей» – «598 рублей». Мысленно получившиеся четыре тысячи поделил среди своих: по тысяче пятьсот им с врачихой, по пятьсот – сержантам». Так и работал бы он до самой старости, если б однажды не посадил в изолятор большое количество людей, у пятерых из которых начался отек легких. Их еле откачали в реанимации, и эта новость попала в печать. И только потому, что среди пострадавших оказался журналист: «И, может быть, все бы замять удалось, извинились бы, как-нибудь договорились, но в городской газете статья появилась. Тут уж пошло-поехало».

Елтышев не привык работать, ему не знаком тяжелый физический труд. В начале девяностых он не решился «заняться делом», а остался на службе, хоть и сожалел о потерянных «возможностях». Елтышев привык все получать даром: в городе они жили в ведомственной двухкомнатной квартире. Сам Елтышев ничего не создал: своего жилья Николай Михайлович так и не построил.

Елтышев – эгоцентричный герой, полный мерзости и гнилой от начала до конца. Его сущность независима от места проживания: и в городе, и в деревне он ничтожен и страшен. В его сердце нет даже капли сострадания к собственному ребенку, нет даже намека на лучик солнца в его темной душе.

Но страшнее всего то, что Сенчин и некоторые другие исследователи возводят Елтышева в ранг героя нашего времени. С первых же слов произведения видно, что Роман Сенчин хотел рассказать нам именно о типичном герое в типичных обстоятельствах: «Подобно многим своим сверстникам, Николай Михайлович Елтышев большую часть жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности и за это постепенно будешь вознаграждаться». Но обстоятельства, время вынуждают человека идти на аморальные поступки, считает Сенчин. Его герои, семья Елтышевых, якобы «борющиеся за счастье», находятся в жутких условиях, в российской глубинке, и проигрывают в этой борьбе.

У автора нет ни одного положительного героя, он всех изобразил в «нечеловеческом обличье». Все в том же комментарии к роману говорится, что «Сенчин жесток и не жалеет никого – но в этой жестокости кроется очищение». Но точнее сказать – отвращение, которое появляется после прочтения этого произведения. Не для этого была создана русская речь. Произведения художественной литературы должны воспитывать новые поколения, давать пример для подражания, надежды, пути выхода. А не лить грязь и осыпать мусором историю многовекового народа. Не плодить эгоцентричных героев в своих произведениях, не оставляя места для человека с чистой душой и помыслами. Не верится, что Елтышевы и персонажи сериалов Гай Германики – герои нашего времени. Герои! Но только другого мира, «страшного и абсолютно реального», которые авторы сами и создают.


Назад к списку