Диброва Наталья Евгеньевна
(ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия», студентка 3 курса филологического факультета)
Блаженны милостивые, ибо помилованы будут.
(Евангелие от Матфея 5, 7)
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
Иоанн Златоуст
В настоящем, в нашем сегодняшнем обществе прочно прижился постулат Ницше «падающего подтолкни». Редкий «ближний» придет на помощь в случае беды. Скорее, от тебя отвернутся, как от прокаженного. Страшно то, что это стало нормой. Стало нормой забывать о христианском отношении к жизни, о том, что Бог всех нас любит, и все мы его чада, порой непослушные и не всегда достойные своего Отца, но созданные по образу Его и подобию.
Всевышний наделил нас многими дарами, создал уникальный по своей красоте мир, только лишь бы нам жилось хорошо, лишь бы не нуждались ни в чём. Но однажды в наших сердцах поселилась злоба, и сердца ослепли. Мы разучились сострадать. Каждый сам за себя. Нас подталкивают к тому, чтобы мы уподобились стаду, которое готово в любой момент растоптать, размазать слабого. Не «таковского».
Люди отвергнутые, гонимые, презираемые обществом существовали всегда и во все времена. О них писали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский.
В современной литературе к этой теме обратился Олег Павлов, но социальный слой, выбранный им для описания и «фигурирования» в произведениях, мягко говоря, не совсем привычный. Олег Павлов один из первых, вслед за Александром Трапезниковым, ввел в современную литературу такого персонажа как «человек без определённого места жительства», «бомж».
Почему именно на бездомных обращает свой взгляд писатель? Почему бы не заменить бездомного и на старушку - «попрошайку», и на ребёнка-калеку, просящего милостыню, на обездоленных, которых, к нашему стыду, развелось великое множество. Какая разница, кого жалеть в нашем «толерантном обществе»? Видимо, в этом и смысл. Старушек и детей нам вроде бы и жалко, хотя жалость наша порой эгоистична, а вот, что касается бомжей, здесь всё иначе: навряд ли, чтобы кто-нибудь из нас, видя, этого оборванного и не всегда приятно пахнущего человека проникся к нему чувством сострадания. Брезгливость, отвращение, ужас – вот, что испытывают обычные люди при встрече с такими людьми.
Первые свои очерки о бездомных публикует Олегом Павловым в 1996 году. Наиболее значительным стал коротенький рассказ «Конец века», основой которого послужил реальный случай: работая в обыкновенной больнице, писатель видел своими глазами, как погибали на санобработке бездомные, которых свозили с московских улиц со следами милицейских побоев.
«То, о чём писал Павлов, и до этого вызывало немало споров, хотя молодой автор был далёк от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию», - пишет Капитолина Кокшенева [2].
Главных героев немного. Точнее, ярко на фоне общей массы выделяются бездомный и санитарка Антонина (только ей автор рассказа даёт имя, которое и переводится, как «противница», ведь она была единственным человеком, пожалевшим несчастного). Что же касается остальных «людей»: доктор, молоденькая девушка фельдшер, охрана, водитель скорой, – то они остаются в стороне. Для Павлова это тени.
На протяжении большей части повествования эта компания мучается вопросом: куда пристроить этот «вонючий мешок». Охранники бьют беднягу, а в конце, пред санобработкой, один из них под страхом заразиться вшами, поливает его хлоркой, – и «тот захлебывался, мычал, дергался, но не вставал». Но жестоки не только простые работники. Доктор, дававший клятву Гиппократа, посоветовал охране бездомного «увозить… подальше от больницы, на каталке, и скинуть в сугроб».
И вот, когда с несчастным кое-как определились, отдали его в распоряжение санитарки – всё стихло. Антонина осталась с ним один на один, «волосы спрятала в косынку, натянула резиновые перчатки, халатец второй драный и соорудила на рот повязку. Было ей не страшно, только боялась, что он застудится» [1]. Уже здесь, в этом моменте, проявляется ее человечность: она беспокоилась за совершенно чужого человека, отвергнутого всеми.
Ключевой момент рассказа разворачивается здесь же, в санитарной комнате: «Он [бездомный. – Н.Д.] лежал в корыте грязной больничной ванны так глубоко и убито, будто висел, приколоченный к ней гвоздями. Баба силилась отмыть грязь, но так и не отмыла свинцовые полосы, черные пятна были раны. Но такой, израненный, и делался он вдруг человеком, так что у Антонины защемило не своей болью сердце»[1], – и эта баба-санитарка, только и знающая черную работу, узнает о «не своей боли», чувствует ее, а это есть отпечаток образа Божия в человеке.
От побоев и травм бездомный умирает. Тело его оставляют в морге на выходные, но оно таинственным образом исчезает. И этот поворот сюжета, несомненно, перекликается с евангельской притчей о воскрешении Лазаря, вводя в рассказ явный христианский подтекст.
Таким образом, простую библейскую истину «возлюби ближнего своему» Олег Павлов преподносит в совершенно неожиданной трактовке и образах.
Символично то, что действие рассказа разворачивается в великий христианский праздник – в день Рождества Христова. В день рождения того, кто пострадал за нас грешных, искупил путём своей мучительной смерти наши грехи.
Символично и название рассказа. В Библии упоминается о конце света, но не в том значении, которое нам навязывают. Это событие называется «День Господень» или «Пришествие Господа Иисуса Христа». Библия говорит о том, что существование нашего мира завершится тогда, когда Иисус Христос снова придет на Землю видимым для всех образом, чтобы осудить и уничтожить зло на Земле. Концом света будет Божий Суд, или, как его еще называют, «Судный День», день Второго Пришествия Иисуса Христа на Землю (Евангелии от Матфея 24-25 главы, 2-е Послание Фессалоникийцам 1-2 главы, книга Откровение 15-22 главы).
Независимо от того, произойдет ли конец света при нашей жизни или в далеком будущем, каждый из нас предстанет на Божий Суд, который будет тогда.
Для бездомного этот конец света – конец «века», в котором он жил, – наступил. И единственным проблеском, лучиком света для бездомного стала санитарка Антонина. Встреча их была не случайна. Она перед смертью дала ему возможность поверить, что он человек, а не «смердящий мешок», а бездомный, в свою очередь, открыл для милости ее сердце.
Иисус говорил о милосердии к каждому, но если этого нет, то нет и любви к Богу. Когда люди не хотят быть людьми, Господь посылает им испытания. Для героев рассказа Олега Павлова этим испытанием оказалась встреча с «бомжом», таким неприятным, отвратительным.
Возможно, писатель слишком категоричен в разделении героев на хороших и плохих. По его мнению, исключительно положительна и санитарка Антонина, и он сам, заметивший эту боль и написавший рассказ. Исходя из идеи самого произведения, это неправильно: сострадать нужно не только тем, кто побит жизнью, лишен всех её прелестей, но и тем, кто всё это имеет и не ценит. Тем, чьё сердце слепо и глухо.
Не все герои рассказа прониклись состраданием, но шанс на исправление, в котором автор отказывает героям, должен быть. Бог учил прощать. Пусть хоть это в нас будет, если за 2000 лет мы так и не научились любить друг друга.
Литература:
1.Олег Павлов. Конец века.
http://magazines.russ.ru/october/1996/3/pavlov.html
2.Кокшенева К.А. Больно жить. О прозе Олега Павлова.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=78532