ТАБАКОКУРЕНИЕ И ЕГО МЕСТО В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ КУБАНСКОГО И ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Аспирантка кафедры истории Отечества АГПУ,

                                                               учитель истории МОУ СОШ № 15

                                                               Сазонова С.Е.

 

В настоящее время нельзя сказать, что Америка является единственной родиной курения. Табак как представитель дикой флоры был известен в древности и в Европе, и в Азии, и в Африке. Недавно на некоторых древних мумиях египетских фараонов археологи обнаружили его частицы.

Дым некоторых растений при их горении во время ритуалов вдыхали жители стран Африки. Древнегреческий историк Геродот, живший еще в V веке до нашей эры, при описании жизни и быта скифов упоминает о намеренном вдыхании дыма от сжигания растений (в частности – конопли), для отпугивания болезней и злых духов, как стимулирующее и успокаивающее средство.

Благовонные окуривания от сжигания трав практиковались в Древней Греции, Риме, Индии во время различных празднеств и церемоний. Об этом же говорится и в древнекитайских летописях. В странах Востока с давних времен известны специальные приспособления для курения — наргиле и кальян.

Потребление табака в Америке насчитывает уже несколько тысяч лет. Первоначально индейцы применяли табак как средство от бессонницы, уменьшения боли, притупления голода и жажды. А так же, использовали дым горящих растений для отпугивания мучавшей их мошкары и москитов. Заметив его одурманивающее действие на организм, они все чаще начали придавать ему священное значение. Поэтому курение табака позднее стали применять во всех религиозных обрядах и церемониях, при подписании договоров и т.д. Особенно данные традиции были распространены среди ацтеков, в меньшей степени у майя и инков. Раскуривая трубку, жрецы или вожди первые клубы дыма направляли в сторону Солнца, почитавшегося ими как божество. Само растение, получило свое название от имени провинции Табаго (остров Гаити) и к тому моменту, как в XV веке европейцы прибыли в Новый Свет, табак уже выращивался туземцами во многих частях Северной и Южной Америки.

После второго похода, 15 марта 1493 г. Христофор Колумб привозит листья и семена табака в Испанию и Португалию.

В Европе поначалу табак ценился главным образом за цветы, которыми украшали прическу и одежду знатных дам при дворе.

Затем он получил признание как лекарство, обладающее бодрящим и возбуждающим эффектом, и стал быстро распространяться в качестве продукта для курения, жевания или нюхания.

В середине XVI в. французский посланник в Португалии, знаток растений - Жан Нико первым в Европе вырастил табак из семян, высланных ему моряками Колумба. И преподнес французской королеве Екатерине Медичи, страдавшей мигренью, сухие листья табака с рекомендацией растирать и нюхать их в моменты головной боли. Аромат табачных листьев не всегда, но облегчал такие приступы. Это способствовало широкому распространению «королевской травы» в Европе и укрепляло веру в его чудодейственное действие. Табак повсеместно стал использоваться также для снятия зубных болей, ломоты в костях и даже от кашля. Нюхание табака нашло подражателей в среде придворной знати, и стало превращаться в своеобразную моду и придворный этикет.

Вначале испанцы ревниво охраняли монополию на производство и торговлю табаком, запрещая без разрешения вывоз его семян и листьев за пределы страны. Курение табака превратилось в новую доходную статью для торговцев и правителей. Но вскоре, о нем широко узнали в соседних европейских и азиатских странах.

В России табак становится известен еще со времен Ивана Грозного. Его употребляли по-разному: курили, нюхали и жевали, впрочем, последний способ в России особо не прижился.

Широко он начал завозиться в нашу страну английскими купцами, начиная с 1585 г. через город-порт Архангельск, где вскоре он был перенесен на плодородные земли Украины и там широко выращивался. Известно, что еще Запорожские казаки во всех походах не расставались с тютюном и люлькой. Хранили казаки табак, огниво, люльку или рожок с табаком в шапке, околыш которой служил вместо кармана. Привычку к курению, возможно, переняли казаки у турок в далеких походах «за зипунами». Примечательно, что по своему строению казачья люлька сильно напоминала турецкую трубку (1).

В царствование царя Михаила Федоровича (1613-1645 гг.) приобщение к табаку строго наказывалось. Людей, уличенных в курении, строго наказывали: первый раз они получали 60 ударов палками по стопам, во второй раз — им отрезали нос или уши.

После опустошительного пожара Москвы в 1634 г., причиной которого по предположению было курение, оно было категорически запрещено в стране под страхом смертной казни. При Алексее Михайловиче (1645-1678 гг.), сыне Михаила Федоровича, еще более усиливается борьба с этим социальным явлением. Особо приказывали «смотреть настрого, чтоб посадские люди в... карты не играли и поганого табачного зелия не жевали, в ноздри не пихали и не курили» (2). Не подчинявшихся наказывали батогами, вырывали им ноздри или ссылали.

Так же, в «Соборном Уложении» от 1649 г. «было велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, бити кнутом на козле, а, если люди будут пойманы несколько раз, пороти ноздри и носы резати, а после пыток и наказания ссылать в дальние города, где государь укажет, чтоб на то смотря иным так неповадно было делать». (3).

Так, например, среди Гребенских казаков, считавших себя хранителями истинного православия, так же строго каралось распространение данного порока. По свидетельству современников того времени на курившего молодого человека смотрели почти так же, как мы теперь смотрим на пьяницу (4). А привычка нюхать табак постепенно стала считаться крайне неопрятной и порицалась обществом.

Особенно активно против курения протестовала православная церковь. Всем строго запрещалось курить около церкви во время богослужения. Называя табак не только вредным для здоровья растением, являющимся антиподом церковному фимиаму, но и «бесовским зельем», изобретенным Сатаной с целью поставлять в ад новых грешников. Само слово «курить» по своему происхождению имеет древние общеславянские корни и образовано с помощью суффикса «ити» от корневой основы «курь», что означает «дым, смрад, чад».

В России запреты на употребление табака и торговлю им отменил в 1697 году Петр I, сам приобщившийся к курению в Англии. На учрежденных им ассамблеях в танцевальном зале обязательно должен был стоять стол с трубками, табаком и деревянными лучинками, которые употреблялись для прикуривания трубок вместо принятых в Европе бумажек. Их обычно зажигали от пламени свечи (спички стали появляться лишь в 1830-е годы).

Табак по мере необходимости натирали на специальных ручных мельницах или терках и носили с собой. Так как табачный порошок надо было где-то хранить, то для этого были изобретены маленькие емкости под названием табакерки, которые украшались различными способами и могли быть самой разнообразной формы. Уже начиная с XVII века, из табакерок составлялись целые коллекции, они могли быть ценным памятным подарком.

После петровского времени табак почти не курили. Лишь Петр III ненадолго опять ввел его в моду.

В царствование Екатерины II курение вновь отошло на второй план и стало распространяться лишь к концу XVIII — началу XIX века.

В XIX в. табак начал распространяться на территории Дона и Черномории. Курение стало почти обязательной составляющей «военного» быта казаков. Доказательством этого служит наличие кисета у казака, заботливо вышитого любимой женой или сестрой.

Начиная с 1820-х годов, в Россию стали завозиться сигары, сигарки в виде свернутых из его листьев трубочек. Наряду с этим, начиная с 1860-1870-х годов, трубки стали активно вытесняться папиросами. Именно с этого времени появляется папиросница, различные пепельницы, которые раньше не были в ходу.

Нельзя не упомянуть, что первоначально курили только мужчины, курящие женщины было явлением достаточно редким, практически вплоть до конца XIX века. Лишь самые отчаянные модницы или нигилистки решались курить, но они, как правило, подвергались общественному осуждению.

В последнее время курение становится обычным и повсеместно распространенным явлением. Быстрому привыканию к употреблению табака способствуют наркотические качества никотина, которые развивают неудержимую тягу к курению, и с которой очень трудно совладать человеку.

В настоящее время курение табака является самым распространенным видом наркомании во всем мире. Однако запреты, как известно, не всегда приводят к желаемому результату. Как показывает практика и научные наблюдения, лучший способ избавиться от курения — никогда не начинать курить.

  1. Потомство Шкуренского куреня.
  2. С. Девятова. Злосмрадная мода. Распространение курения в России. //Родина, 2003, № 2, с 104.
  3. Российское Законодательство. Х-ХХ вв. Глава ХХV. Указ о корчмах. В 9-ти томах. Т. 3. Акты Земских соборов. – М: Юрид. лит., 1985.
  4. Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып. 1. Гребенское войско. – СПб, 1880.

Назад к списку