ТЕМА АПОКАЛИПСИСА В РОМАНАХ Р. БРЭДБЕРИ «451° ПО ФАРЕНГЕЙТУ» И О. ХАКСЛИ «О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР» (К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ)

И.В. Дрибас

АГПА, Армавир

Науч. рук. – кандидат филологических наук,

доцент Г.А. Козлова

 

 

ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, век постмодернизма. Вся западноевропейская литература подчинилась тезису Ницше «Бог умер» и философии Фрейда, согласно которой человек обладает двумя главными инстинктами - «Самосохранение» и «Размножение». Катастрофические  последствия таких суждений и показывают Р. Брэдбери  и О. Хаксли в романах «451° по Фаренгейту» и «О дивный новый мир».

        Творчество Р. Брэдбери изучается в седьмом классе средней школы в разделе «Творческий практикум». Ученикам предлагается рассказ «Каникулы» со следующей формулировкой: «фантастические рассказы Р.Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле». Мы полагаем, что для внеклассного чтения школьникам можно предложить роман «451° по Фаренгейту» с глубоким рассмотрением его символики, указав на трагическое предупреждение автора всему человечеству. Писатель, мечтающий о «чудесной победе добра», О.Хаксли также обращается к теме апокалипсиса, но, в отличие от Р. Брэдбери, завершает свою книгу трагическим концом.

О. Хаксли уже в предисловии обозначает тему своего романа: «Темой книги является не сам по себе прогресс науки, а то, как этот прогресс влияет на личность человека» [2].Это же можно сказать и об идейном содержании романа Р.Брэдбери. Таким образом, оба произведения объединены темой апокалипсиса.

«Апокалипсис - это гибельно-катастрофическое состояние, явление для мира, цивилизации, людей» [4].

Откровения Иоанна Богослова содержат пророчества о духовном апокалипсисе.

Р.Брэдбери и О.Хаксли задолго до века инновационных технологий  создали свою литературную версию конца света, перед которым может оказаться человечество, утратившее духовность, отказавшееся от веры.

В предисловии к роману О.Хаксли сказано, что: «О дивный новый мир» – это книга о будущем, и, каковы бы ни были ее художественные или философские качества, книга о будущем способна интересовать нас, только если содержащиеся в ней предвидения склонны осуществиться…»[2].

«Новый мир» О.Хаксли - это «цивилизованное» общество, девиз которого «ОБЩНОСТЬ, ОДИНАКОВОСТЬ, СТАБИЛЬНОСТЬ». В основе его лежит «способ эктогенеза, формирования рефлексов и гипнопедии» [2], где человек провозгласил себя богом, изменив нравственные, духовные и общечеловеческие установки. Все общество живет теперь согласно философии Фрейда, которого они и считают своим Богом, соблюдают его заповеди: «Господь наш Форд – или Фрейд, трактуя о психологических проблемах, первый раскрыл гибельные опасности семейной жизни. Мир кишел отцами – а значит, страданиями; кишел матерями – а значит, извращениями всех сортов, от садизма до целомудрия; кишел братьями, сестрами, дядьями, тетками – кишел помешательствами и самоубийствами» [2].  Общество построено теперь по товаропотребительским законам. Человек берет на себя миссию вершителя судеб. Так Директор ЦЕНТРАЛЬНОЛОНДОНСКОГО ИНКУБАТОРИЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА вычисляет количество детей, которым он дает право появиться на свет, социальную ступень и уровень их интеллектуального развития. «Чем ниже каста, – сказал мистер Фостер, – тем меньше поступление кислорода. Нехватка, прежде всего, действует на мозг…»[2] , смогут ли эти люди дать потомство? «… мы позволяем целым тридцати процентам женских зародышей развиваться нормально. Остальные же получают дозу мужского полового гормона <…> В результате к моменту раскупорки они уже являются неплодами,<…> неспособными давать потомство» [2], - так идет процесс селекции в этом антигуманном мире.

Эти люди отказываются от всех религий, кроме веры в «Великого Форда» [2]. С детства их приучают играть в «эротические игры» [2], преподавая им уроки сексологии. Распутство и блуд стали нормами. С рождения всем прививают ненависть к истории, провозглашая, что «старье» им«не нужно» [2], воспитывается отвращение к книгам и природе  («Мы их навсегда обезопасим от книг и от ботаники» [2]).

Утратили святость понятия семья, «мать» и «отец». Эти слова стали смешными и ругательными: «А в духовном смысле родной дом был так же мерзок и грязен, как в физическом. Психологически это была мусорная яма, кроличья нора, жарко нагретая взаимным трением стиснутых в ней жизней, смердящая душевными переживаниями. …»[2]. «Семья, единобрачие, любовная романтика. Повсюду исключительность и замкнутость, сосредоточенность влечения на одном предмете; порыв и энергия направлены в узкое русло»[2], что неприемлемо для подлинной «цивилизации» и более того крайне опасно.

Отношения между мужчиной и женщиной строятся лишь на сексуальном влечении. «Как будто она кусок мяса» [2], - так Бернард с досадой говорит оЛенайне Краун.  Дикарь Джон, видя свою мать Линду в постели с любовником, цитирует строки У. Шекспира, кощунственно сказанные героем о своей матери:  

Похоти рабой

Жить, прея в сальной духоте постели,

Елозя и любясь в свиной грязи…[2].

Все,что нужно таким людям – это развлечения. А полностью расслабиться им помогает сома; «принял полграмма – и получай небольшой сомоотдых; принял грамм – нырнул в сомоотдых вдвое глубже; два грамма унесут тебя в грезу роскошного Востока, а три умчат к луне на блаженную темную вечность» [2].

Эти страшные картины будущего, которые показывает в романе «О дивный новый мир» О.Хаксли, являются тем духовным апокалипсисом, о котором пророчествует Иоанн Богослов.

Книга Р. Брэдбери построена несколько иначе, у нее есть положительное завершение. В эпиграфе романа писатель дает пояснение названия: «451° по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага» [1]. Не случайно автор подробно описывает страшные картины уничтожения огнем всех культурных ценностей человечества. Книги больше не нужны людям. Причиной этому является то  что,  «… школы стали выпускать всё больше и больше бегунов, прыгунов, скакунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах, лётчиков, автогонщиков вместо исследователей, критиков, учёных и людей искусства, слово «интеллектуальный» стало бранным словом, каким ему и надлежит быть » [1].

Р.Брэдбери описывает мир, где жизнь человека ничего не стоит, где царит полное безразличие к чужой судьбе. « Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние — это языческий обряд. Упразднить похороны. Через пять минут после кончины человек уже на пути в «большую трубу». Крематории обслуживаются геликоптерами. Через десять минут после смерти от человека остаётся щепотка чёрной пыли. Не будем оплакивать умерших. Забудем их. Жгите, жгите всё подряд. Огонь горит ярко, огонь очищает» [1] ,- таковы реальные действия по «спасению» человечества пожарных апокалипсиса.

Р.Брэдбери показывает полную утрату нравственности в женских образах миссис Фелпс и миссис Бауэлс. Первая гордо заявляет : «Вы прекрасно знаете, что у меня нет детей! Да и кто в наше время, будучи в здравом уме, захочет иметь детей?» [1].  У миссис Бауэлс дети есть, ей «оба раза делали кесарево сечение». «Не терпеть же мне родовые муки из-за какого-то там ребёнка?  Но, с другой стороны, люди должны размножаться. Мы обязаны продолжать человеческий род. Кроме того, дети иногда бывают похожи на родителей, а это очень забавно» [1], -говорит она.  На примере этой семьи Р.Брэдбери изображает непочтительные и жестокие, основанные на насилии, отношения между родителями и детьми.  Девять дней из десяти ее дети проводят в школе. «Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены — и всё… А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я ещё могу ответить им тем же» [1] - с веселым смехом рассказывает миссис Бауэлс о своих детях.

Вся суть её порочного поведения предстает в словах Монтэга, который прогоняя подругу жены, кричит:  «Ступайте домой и подумайте о вашем первом муже, с которым вы развелись, о вашем втором муже, разбившемся в реактивной машине, о вашем третьем муже, который скоро тоже размозжит себе голову! Идите домой и подумайте о тех десятках абортов, что вы сделали, о ваших кесаревых сечениях, о ваших детях, которые вас ненавидят!» [1].

Фабер видит причину кризиса веры в том, что их бог апокалипсиса утратил святость, и люди потеряли ориентиры: «Христос стал одним из «родственников». «Я часто думаю, узнал бы господь бог своего сына? Мы так его разодели. Или, лучше сказать, — раздели. Теперь это настоящий мятный леденец. Он источает сироп и сахарин, если только не занимается замаскированной рекламой каких-нибудь товаров, без которых, мол, нельзя обойтись верующему»[1].

И Р. Брэдбери, и О. Хаксли показывают разложение всего человечества путем уничтожения духовных и культурных ценностей. Оба романа можно объединить высказыванием древнегреческого философа Платона: «Народ, не знающий или забывший свое прошлое, не имеет будущего» [5].Люди, показанные обоими авторами, давно перестали соблюдать заповеди Божьи, утратили свой духовный облик, превратились в животных. Не случайно главный герой романа Р.Брэдбери становится хранителем «Откровений Иоанна Богослова». Иоанн пророчит: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» [3].

Таким образом, оба писателя создали произведения, которые актуальны и в наш современный век, так как они заставляют и сегодня читателя задуматься о жизненных ориентирах. Ведь согласно Откровению святого Иоанна Богослова: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» [3]. Сегодня каждый должен задать себе вопрос, с кем он: с Богом или с дьяволом, правильным ли путем он идет?  Спасение возможно только через веру, любовь к ближнему и покаяние. «Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих» [3].

 

 

Литература

  1. http://lib.ru
  2. http://modernlib.ru/books/haksli_oldos_leonard/o_divniy_noviy_mir/read/
  3. http://www.magister.msk.ru/relig/bible/rusbib77.htm
  4. http://tolkslovar.ru
  5. http://enc-dic.com/aphorism/Proshloe-2235/

Назад к списку