ОТРАЖЕНИЕ В РОМАНЕ Д.ДЕФО РОБИНЗОН КРУЗО ТРУДОВОЙ ЭТИКИ ПУРИТАНСТВА

И.Ю. Чуранов

Научный руководитель:

Козлова Г.А.

кандидат филологических наук,

доцент кафедры отечественной филологии и журналистики

 

При рассмотрении романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» в 5 классе авторы методик по литературе  (Коровин, Курдюмова и др.) первоначально предлагают изучить краткую биографию автора. При анализе самого произведения описываются жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо. Далее раскрывается характер главного героя, причём акцент в программах делается на таких его чертах, как мужество, смелость, находчивость и непреклонность перед жизненными обстоятельствами. В конце разбора произведения подтверждается мысль о том, что роман «Робинзон Крузо» есть гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Однако авторы данных программ совсем не рассматривают религиозный, а точнее, пуританский контекст романа. А ведь он, безусловно, присутствует в произведении. Достаточно вспомнить жизнь самого Дефо и его мировоззренческие установки. Будучи сыном небогатого ремесленника, он блестяще окончил духовную академию и приобрёл большой багаж религиозный знаний. В течение всей своей жизни он активно поддерживал «славную революцию» и идеологически отстаивал буржуазные интересы и христианскую веру.

Теперь более подробно рассмотрим сам термин «пуританство» и его отличия от традиционного западного католицизма.

Пуританство - религиозное политическое движение в Англии  XVI-XVII вв., выражавшее интересы буржуазии, которая боролась против абсолютизма и феодальной аристократии за полное очищение англиканской церкви от остатков католицизма. Для пуритан были характерны проповедь строгости нравов в быту и резко отрицательное отношение к роскоши и расточительству, типичным для богатой аристократии. «В этом отразились настроенияобщие для всей буржуазии, эпохи первоначального накопления капитала (бережливость). Требуя от людей нравственной чистоты в быту, пуританство вместе с тем не приемлет ханжества, морального догматизма. Человек должен разумно удовлетворять свои потребности в соответствии с интересами гармонического и всестороннего развития его личности, достигнутым уровнем развития производительных сил и общественного богатства. Все остальные соображения, выдвигающиеся в пользу ограничения потребностей, противоречат принципу гуманизма и ведут к моральному лицемерию»[2].

Согласно учению пуритан лишь тот, кто усердно и добросовестно трудится, предопределён к спасению. Именно этим и объясняется чудесное вызволение Крузо после 28 лет «заточения» на острове. Только трудясь и работая, Робинзон смог заслужить милость небес, по воле которых он был и наказан и помилован.

Главный герой не брезговал никакой работой: от постройки жилища до изготовления посуды, от охоты до земледельства. В этом заключается ещё один тезис пуританства, гласящий: «Всякая законная работа свята перед Богом». Удовлетворив первичные потребности в еде и сне, Робинзон взялся за обустройство собственного быта. Его необычайные упорность и истинно христианское терпение позволили ему не только обезопасить своё жилище («мой дом – моя крепость») и обеспечить себе постоянный запас продовольствия, но и достигнуть радости и спокойствия духа от осознания проделанной колоссальной работы.

Однако ничего бы из этого Крузо не достиг без Божьего благословления. С пуританской точки зрения, сама работа не гарантирует успеха; и даже если Бог благословляет работу материальным процветанием, то делает это лишь по Своей милости, и в этом нет человеческой заслуги, производящей благословление. Вот как  герой описывает своё благополучие: «Я чувствовал себя счастливым, покорившись воле провидения. Я ни в чём не терпел недостатков…»

Помимо этого, нужно заострить внимание на такой проблеме, как отношение героя к самоубийству. Не секрет, что в первые часы и даже дни пребывания на острове голову Робинзона посещали крамольные мысли по поводу своей скорейшей кончины. Однако, поразмыслив, отважный мореход увидел в этом происшествии Божий перст, спасший лишь его одного из всей команды. Вера в Провидение уберегло Крузо от опасного шага, сохранив его душу и придав ему уверенность.

 Следует также обратить внимание на аспект гармоничного развития личности. Помимо физического труда, Робинзон занимался духовной работой, смиряя плоть и душу. Он охотно читал Библию, которая приводила в порядок его мысли и придавала сил для дальнейшей борьбы за существование.

В связи с этим хотелось бы показать религиозно-нравственную эволюцию главного героя. В этом плане  показательна запись Крузо в дневнике от 27 июня. В этот день героя жестоко мучила лихорадка, лишив его сна и покоя. Он то и дело впадал в беспамятство, мечась в бреду, как сумасшедший. Однако в промежутках покоя Робинзон глубоко анализировал свою прошлую жизнь, горько раскаиваясь в совершённых делах и поступках. Запись в дневнике гласит по этому поводу следующее: «…совесть, так долго спавшая во мне, пробудилась, я стал горько упрекать себя за прошлое; я понял, что своим вызывающим, порочным поведением сам навлёк на себя божий гнев и что поразившие меня удары судьбы были лишь справедливым мне возмездием». Апогеем раскаяния и самобичевания можно считать следующие слова: «Господи, будь мне защитой, ибо велика печаль моя!». Этот крик души стал первой молитвой бедного моряка «за много, много лет».

Далее хотелось бы отметить миссионерскую деятельность Робинзона Крузо, направленную на молодого Пятницу. Как старший и более опытный товарищ, он поведал дикарю об устройстве мира, других странах, о Боге и дьяволе, о добре и зле. Смышлёный ученик налету схватывал библейские азы и неподдельно радовал своими успехами счастливого наставника. За несколько лет Робинзону удалось существенно поменять мировоззрение Пятницы и убедить его силой слова и сердечной искренностью в истинности и полезности христианского учения.

Подытоживая всё выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что пуританская составляющая занимает значительную часть идейного содержания романа «Робинзон Крузо» и совершенно необходима для правильного и точного осмысления данного произведения.

 

Примечания

  1. Козлова Г.А. Зарубежная литература в контексте христианской мысли. Сборник научных статей. Армавир, АГПА, 2011.
  2. Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003 (http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2170/Пуританство)

Назад к списку