ПРОБЛЕМА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

С.И. Сидорова

АГПА, Армавир

Науч. рук.- кандидат филологических наук, доцент

Г.А. Козлова

 

Быть может, только потому вновь и вновь возникают войны, что один никогда не может до конца почувствовать, как страдает другой…

Эрих Мария Ремарк «Возвращение»

 

Не в силе Бог, но в правде

Александр Невский

 

      Вторая мировая война длилась шесть лет, в неё были вовлечены семь крупнейших государств мира. В сражениях погибли миллионы людей, а искалечено было ещё больше жизней, не только воевавших на фронтах, родных и близких, ждавших их возвращения в тылу, но и жизни последующего поколения «детей войны». А кто даст ответ на вопрос: « Зачем? Зачем нужна война убивающая и разрушающая?».

     Годы Второй мировой войны можно разделить на два этапа: это время войны в Европе, так называемой «странной», «мнимой», «сидячей» войны и время войны, охватившей СССР – Россию» [ Кожинов 2001: 15]. Число жертв этих периодов несопоставимо. Почти вся Европа сдалась без боя за два года, и только Советский Союз смог противостоять и побороть захватническую силу нацистской Германии. Почему стало возможным такое острое противопоставление?

     Война – это страшное мерило человека и его ценностей. В 19 веке психоаналитик Зигмунд Фрейд разработал свою теорию бессознательного. На войне, в экстремальной ситуации, человек не всегда успевает осмыслить происходящее и действует бессознательно. Эта бессознательная реакция и является лакмусовой бумагой его ценностей. Какие же ценности можно считать «истинными», а какие «ложными»? Существует два типа мировоззрения: первый тип – это мировоззрение эгоцентрическое или антропоцентрическое, в центре которого стоит человек. Мир подчинён его желаниям, стремлениям, ведь он и есть высшая ценность. Из этого очень просто выделить «истинные» для него ценности: создание комфортных условий себе любимому, защита своих интересов. Второй тип – теоцентрический, в центре которого стоит Бог. Этот мир подчинён Заповедям Божиим и непосредственно: « возлюби ближнего твоего, как самого себя». В этом мире господствует христианская любовь. И тогда всё встаёт на свои места: человек думает не о себе, а о жизни своих товарищей и судьбе Родины. Таким образом, для антропоцентрического мировоззрения истинными ценностями является любовь к себе, а для теоцентрического – любовь к ближнему.

     На войне солдат Европы и советский солдат оба страдали и оба погибали. Но отличаются ли они своим внутренним миром, взглядом на войну? С чем каждый из них вступал на линию фронта? Узнать это можно, анализируя литературные произведения писателей разных стран. В нашей статье мы рассмотрим проблему истинных и ложных ценностей на примере немецкого и советского солдат в  произведениях Генриха Бёлля « Причина смерти – нос крючком» и Василя Быкова « Сотников».

     Необходимо сразу отметить цели, с которыми шёл на фронт первой и второй  мировых войн  европейский солдат и солдат советский : европейский солдат идёт разрушать чужие   дома и уничтожать чужие жизни. Он нападает, а советский солдат  защищает свою Родину, дом, близких. Один из героев повести Курта Воннегута « Бойня № 5»  горько восклицал, упрекая правительство : « Да что же они с вами сделали? Это же не человек – это сломанная игрушка!». [Воннегут 2006: 125]. Можно заменить слово « они» словом «она» - война. Человек, у которого нет высшей созидательной цели, ломается, опустошается. Он не может не понимать, пусть даже в глубине себя, что его действия бессмысленны и губительны.

     Главные герои повести Василя Быкова  Сотников и Рыбак отправляются на разведку за продуктами для оголодавших в лесу товарищей. Цель их в высшей степени благая : рискуя собственной жизнью, принести еды. Но вот мотивы их не совпадают. Рыбак – энергичный и ловкий, крепкий и сильный физически человек, а с ним отправляется совершенно хворый Сотников, который не идёт, а буквально плетётся за товарищем. На протяжении почти всей повести Рыбак ведёт за собой Сотникова, который подставляет своей болезнью обоих. И именно из-за Сотникова они попадают в плен, подводя к тому же ни в чём неповинную мать троих детей и деревенского старосту. Возникает вопрос: « Зачем же нужен такой Сотников? Зачем он отправляется за Рыбаком?». В повести есть две дороги – одна материальная, которую одолевают товарищи, а другая дорога -  моральная. Всё становится ясным в плену у немцев, тогда, когда заканчивается путь и начинается главная дорога – нравственная. Роли меняются. Теперь Сотников оказывается выше Рыбака. Он не думает о спасении жизни, а пытается закрыть собою других. Рыбак же со своей силой и ловкостью так « хочет жить», что предаёт товарищей и Родину. Но как же Дёмчиха ? Кто защитит её детей? Именно из-за Сотникова она оказывается в плену. Но он не повинен в своей болезни. Болезнь – это испытание.  Это испытание и для Дёмчихи, которая не побоялась укрыть в своём доме больного партизана. Её убивают, но смерть эта праведная, значит и дети не останутся без защиты.

     С Сотниковым можно сравнить героя повести Генриха Бёлля « Причина смерти: нос крючком». Главный герой повести – немецкий солдат, лейтенант Хегемюллер.  « Душа каждого человека – христианка», - сказал Тертуллиан, писатель и богослов древности. И Хегемюллер живёт с щемящей болью  вины от совершаемого на войне:  «Его бил озноб, дрожащими руками он закурил сигарету, понимая, что должен как-то бороться с подступающим безумием. Ибо он знал, что тоже виновен. Он чувствовал, как его вместе со всеми втолкнули в каменное чрево всеобщей вины, в этот кошмар, где перемалываются и перемалываются человеческие жизни. Ни боль, от которой он страдал, ни безмерный ужас, ни смертельный страх не могли избавить его от ощущения, что это он расстреливает там людей и что его расстреливают тоже. Никогда еще прежде так отчетливо не ощущал он принадлежности своей к всечеловеческой вселенской родине, к миру Божьему». [Бёлль 2011 : 87] Однажды вернувшись со службы в дом русской хозяйки, он застаёт женщину истошно плачущей. Её мужа приняли за еврея и забрали на расстрел. Хегемюллер потрясён. Пытаясь спасти ни в чём неповинного человека , он бежит к месту расстрела; « и все же он испытывал нечто, похожее на радость, да-да, это была настоящая радость, было чудесно вот так бежать во имя спасения человеческой жизни»[Бёлль  2011 : 93]. Лейтенант до последнего борется за жизнь хозяина, найдя его уже раненным, относит к врачу. Но не успевает. И врач, записывает в карте  болезни: « причина смерти : нос крючком». Конец очень символичен для самого Г.Бёлля. С одной стороны, писатель показывает, как бездушно война подводит итог человеческой жизни, насколько та оказывается обесценена, но, с другой стороны,  концовка повести наполнена циничной иронией, что снижает моральную ценность общего вывода.

     Таким образрм, сравнивая произведения Генриха Бёлля и Василя Быкова можно отметить следующее :  моральное состояние солдата европейского и солдата советского на войне  различно, поскольку один является разрушителем, а другой – защитником. Европейский солдат сломлен и  опустошен, в то время как советский солдат встаёт на «священную войну» .  На войне остаётся только самое важное – жизнь и смерть. Выбор человека становится более чем явным: выбрать свою жизнь или жизнь другого, выбрать ценность ложную или ценность истинную. И выбор этот не зависит от национальности или государства, за которое воюет солдат. А зависит только от него самого. Так, немецкий лейтенант Хегемюллер проявляет сочувствие и сострадание к другим людям, борется до конца за жизнь русского хозяина, рядом с ним стоит Сотников – советский солдат, готовый отдать жизнь за своих товарищей, а противостоит им другой советский солдат, Рыбак, который очень «хочет жить» и ради этого желания, предаёт других.

 

 

Литература.

 

  1. Бёлль Г.  Причина смерти : нос крючком / Бёлль Генрих. – М.: Астрель, 2011. – 87 с., 93 с.
  2.  Быков В.  Повести / Быков Василь. – Минск : Мастацкая литература, 1988.
  3. Воннегут К. Бойня № 5 , или Крестовый поход детей. – М.: Азбука – классика, 2006. – 65 с.
  4. Кожинов В. В. РОССИЯ. ВЕК XX (1939–1964) .Опыт беспристрастного исследования / Кожинов Вадим Валерианович. -  М.: Алгоритм, 2001. – 15 с.

Назад к списку