ГЕРОЙ Г. МОПАССАНА И О. ДЕ БАЛЬЗАКА (К ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ)

Н.В.Черепенина

АГПА, Армавир

Науч. рук. – кандидат филологических наук, доцент

Г.А.Козлова

 

Ги де Мопассан занимает особое место в истории зарубежной литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем, в нем отчетливо обнаруживаются декадентские черты, которые станут характерными для литературы века XX.

     Творчество Мопассана носит глубоко пессимистический характер, и с годами пессимизм приобретает более обостренную форму. Подобное состояние обуславливается глубоким отвращением писателя к буржуазной действительности  эпохи Третьей Республики и вместе с тем осознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Писатель был непримиримым, страстным противником буржуазной цивилизации: «Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны» [3]. Буржуа были настолько ненавистны  Мопассану, что вызвали в нем отвращение ко всему человечеству: «Человек, обыкновенный человек, состоятельный, известный, почтенный, уважаемый, ценимый, довольный самим собой  - он ничего не знает, ничего не понимает, а говорит об интеллекте с удручающей гордостью» [6].

     Большое влияние на характер творчества французского писателя оказала позитивистская философия, к которой писатель относился противоречиво. Некоторые положения резко отвергались Мопассаном,так, например, «он вовсе не считал, что физиологическое начало в человеке всегда властвует над его интеллектуальным началом» [3]. В его представлении «существовали эпохи – античность и Возрождение, - когда человек был физически и духовно гармоничен, когда в людях жило чувство красоты» [3], но некоторые установки позитивизма все же прослеживаются в  творческом методе писателя.  В его работах часто говорится  о бессилии человеческой мысли, о непознаваемости явлений жизни, о мучительном одиночестве человека, о его физической слабости, о неизбежных страданиях, причиняемых человеку старостью, о тщетности всех его надежд, верований и усилий, ибо все заканчивается смертью.

Пытаясь бороться с несправедливостью и уродством буржуазного строя, преследуя «благие намерения», Мопассан выбирает для достижения своей цели не менее жестокое средство - «едкий, мстительный смех». Писатель намеревается стать «сатириком-сокрушителем, свирепым и насмешливым комедиографом, Аристофаном или Рабле» [4] своего времени.

     Герои  Мопассана  либо воплощают в себе все зло и пороки современности, либо  наоборот, резко противопоставлены им.

     Обратимся к роману-памфлету «Милый друг», главный герой которого - карьерист Жорж Дюруа, бывший унтер-офицер колониальных войск в Алжире, привыкший грабить и угнетать арабов. После демобилизации он без средств к существованию оказывается в Париже. Испытывая нужду, Жорж живет в зависти и ненавистик богатым и сытым людям, что является смертным грехом в христианстве.

    Жорж Дюруа – человек без чести, он не способен на жалость, сострадание, благодарность и любовь. Хотя изначально может показаться, что в его душе зарождается некое чувство к Мадлене Форестье, замужней женщине, но осознание греха «не возлюби жену ближнего своего» ему неведомо. Циничный и подлый Дюруа не испытывает благодарности к своему благодетелю Шарлю Форестье. Чувство зависти вызывает в душе Жоржа непримиримую ненависть, во что бы то ни стало  он хочет отобрать у Шарля все, и это ему удается. Потеряв совесть, Дюруа ждет смерти своего «друга», чтобы добиться еще и его жены: «почему бы ему не попробовать покорить ее? В какую мощную и грозную силу вырос бы он при ее поддержке! Как быстро, уверенно и как далеко шагнул бы он сразу!» [2], но христианская заповедь гласит: «Не   возжелай  дома  ближнего  твоего; не   возжелай   жены   ближнего  твоего, ни  раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»(Исход 20:17) [7] . Жорж Дюруа идет дальше и делает предложение Мадлене в присутствии еще неостывшего тела Форестье.  

     Герой романа обладает привлекательной внешностью «соблазнителя из бульварного романа», это позволяет ему пользоваться успехом у женщин. Уверенность в своем обаянии герой обретает после встречи с дамой из публичного дома - Рашель, которую он впоследствии обижает, считая ее недостойной  своего приветствия: «Он ничего ей не ответил, - своим презрительным видом он ясно давал понять, что считает ниже своего достоинства вступать с этой тварью в какие бы то ни было разговоры» [2]. Сам Дюруа  ни чем не отличается от Рашель: по своей природе он так же продажен, как и эта женщина. Автор подтверждает его продажность тем, что помещает его в среду журналистов, торгующих не телом, а моралью. Открыв для себя свою привлекательность, Жорж  начинает  пользоваться ею для достижения своих целей, соблазняя влиятельных женщин.

      Завоевание очередной замужней дамы становится для него проверкой собственных сил, утешением самолюбия и гордыни. Жорж Дюруа добивается  карьерного роста совершенно безнравственными способами, он «взбирается по служебной лестнице, добивается богатства, положения в свете, блестящей женитьбы одним и тем же нехитрым способом - соблазняя женщин, ум, красоту и влияние которых он использует, а затем обворовывает, обманывает, позорит, бросает их»[5]. Все обманутые им жертвы «достойны» его, и даже госпожа Вольтер со своей мнимой набожностью не заслуживает оправдания. Ее вера поверхностна и лжива, будь она истинной христианкой, она бы не позволила себе измены, ревности и ненависти. В романе присутствует эпизод посещения церкви, где госпожа Вальтер якобы раскаивается и просит помощи у Господа. Но вера женщины не настолько сильна, чтобы победить пожирающую ее губительную страсть.

     Прозвище «милый друг» Дюруа получает от маленькой девочки Лорины, в силу своего возраста, детской наивности и доброты еще не умеющей разбираться в людях. Сатира автора заключается в том, что «милый друг» Дюруа оказывается жестоким убийцей человеческих душ.

       В романе ощущается развитие бальзаковской традиции в разработке темы «карьеры молодого героя в Париже», но герои Бальзака и Мопассана отличаются не только происхождением и образованием, но прежде всего характером и моральными устоями. Бальзаковский герой – «крупная личность, имеющая хотя бы некоторое представление о нравственных ценностях, стремящаяся подчинить себе обстоятельства» [1].

Растиньяк , представитель обедневшего дворянского рода, студент юридического факультета, перебравшийся в Париж, чтобы сделать карьеру. Он живет в убогом пансионе госпожи Воке на скудные деньги, которые посылают ему мать и сестры, прозябающие в провинции. Благодаря принадлежности к древнему роду и старинным родственным связям, ему открывается доступ в высшие сферы дворянско-буржуазного общества Парижа. Так же, как и Дюруа, Растиньяк становится миллионером, женится на дочери своей любовницы, приобщается на правах родственника к доходам Нюсингена, получает титул пэра Франции. Все это приобретено героем  ценой утраченных иллюзий юности, путем потери лучших человеческих качеств в процессе знакомства с развращенным высшим обществом. Деградация  Растиньяка   олицетворяет собой нравственное падение французского дворянства, предавшего рыцарские принципы и, в конечном итоге, слившегося с ненавистной писателю буржуазией.

 

     Оба персонажа объединены типическими характеристиками «нового героя» критического реализма XIX в., «героя-прагматика», идущего к своей цели не гнушаясь ни какими средствами. Каждый из них движим сугубо эгоистическими целями: Растиньяк и Сорель хотят занять место в высшем свете, чтобы утешить свое самолюбие, Дюруа же мечтает о материальных благах. Может быть, внешне эти герои и различны, но внутренняя их суть одинакова: отсутствие духовности в их душе привело к победе в ней чистого рационализма.

 

Литература

1.http://donna-in-rosso.livejournal.com/

2.http://modernlib.ru/books/de_mopassan_gi/miliy_drug/read/

3.http://mopassan.krossw.ru/html/tvorchestvo.html 

4. http://revolution.allbest.ru/literature/00288228_0.html

5. http://feb-web.ru/feb/ivl/vl7/Vl7-2992.HTM

6. http://www.mk.ru/culture/article/2010/12/10/551215-yaytsa-chayki.html

7. http://www.midnightinamerica.net/rus/docs/lit/a4/a4-ysnc-r_rus.htm


Назад к списку