ПОВЕСТЬ ХЕМИНГУЭЯ «СТАРИК И МОРЕ» В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ МЫСЛИ

Н.В. Черепенина

АГПА, Армавир

Науч. рук. – кандидат филологических наук, доцент

Г.А. Козлова

 

    На изучение творчества Эрнеста Хемингуэя в школе в среднем отводится один час. Базовая программа под редакцией Коровиной предлагает  следующие направления изучения произведения:  «Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести (человека можно уничтожить, но его нельзя победить)»[3].

    Ориентируясь на требования программы, на уроке, отведенном на изучение повести «Старик и море» в 11классе, целесообразно уделить внимание  контексту повести Эрнеста Хемингуэя, образу рыбака Сантьяго как человеку-гуманисту, где гуманизм имеет негативную коннотацию.

     За повесть "Старик и море" Э. Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию. Всё его творчество трактуется и осмысляется с точки зрения "потерянности", где главным считается поиск смысла жизни личностью,  утратившей идеалы, в том числе, христианские, пуританские. Поэтому объектом изображения Э.Хемингуэя стала трагедия его современника, брошенного в жестокий мир войн, убийств и насилия.  В этом трагическом, обреченном мире «потерянному герою» необходимо было найти ориентиры. Э.Хемингуэй обрел свое писательское кредо в выработанном им в те годы "моральном кодексе" чести. Смысл  кодекса заключался в следующих постулатах: раз уж человек в этой жизни обречен на поражение, на смерть, то единственное, что ему остается, чтобы сохранить свое человеческое достоинство, это быть мужественным, не поддаваться обстоятельствам, какими бы страшными они ни были, соблюдать, как в спорте, правила «честной игры» [1, с. 282].

     Человек у Э.Хемингуэя интуитивно, а позднее и сознательно, стремится к своему первоначалу, к природе. И в то же время персонаж послевоенного периода начинает бороться с ней, чтобы в итоге достичь внутренней  гармонии: «Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается» [2]. Но это оказывается невозможным для старика. Природу невероятно сложно поработить и победить. Она, в конце концов, оказывается могущественнее, чем человек представлял её себе. И здесь происходит проверка кодекса мужества героя Э.Хемингуэя, сумеет ли он сам, в одиночку, противостоять природе. В молодости герою это удавалось, а вот в старости -  уже нет. Поэтому с течением времени депрессивнее становятся внешний и внутренний сюжеты, утрачивается вера героя в жизнь и в себя.

Хемингуэевский герой антропоцентричен,  он не теряет своего "я", когда  проигрывает природе, в конечном итоге он остаётся непобежденным, следуя правилам "честной игры" и «кодексу мужества». Он надеется только  на свои собственные силы, поэтому проигрывает сражение: « - Драться, – сказал он, – драться, пока не умру» ; «Надолго меня не хватит». – «Нет, хватит, – возразил он себе. – Тебя, старик, хватит навеки»» [2]. Сущность природы - гармония, становится для героя лишь целью. В высшем смысле Сантьяго оказывается, как и все хеменгуэеевские герои,  один на один в своей борьбе не только с самим собой, рыбой, морем, природой, но и Богом.

     По своей стилистике повесть «Старик и море» близка к литературному жанру притчи, которая строится на аллегориях и заключает в себе моральную дидактику. Э.Хемингуэй считал, что Сантьяго - это тот герой, которого он искал на протяжении всего творческого пути. В его образе нашёл своё воплощение гуманистический идеал, непобедимая личность со «кодексом мужества».

      На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести  в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу) и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах [4]. Но в его душе нет опоры на Бога, вера в которого заменяется верой в самого себя: «Глупо терять надежду, – думал он. – К тому же, кажется, это грех. Не стоит думать о том, что грех, а что не грех.<…>пусть грехами занимаются те, кому за это платят. Пусть они раздумывают о том, что такое грех <…> ты убил рыбу не только для того, чтобы продать ее другим и поддержать свою жизнь, – думал он. – Ты убил ее из гордости и потому, что ты – рыбак. Ты любил эту рыбу, пока она жила, и сейчас любишь. Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить. А может быть, наоборот, еще более грешно?» [2]

     Только в  минуты отчаяния и смертельной опасности Сантьяго старается заручиться поддержкой Всевышнего, читая молитвы. Однако этот порыв вызван  исключительно страхом перед опасностью, но не искренней верой. Старик далек от истинного понимания религии, в трудный момент ловли он также обращается с молитвой к Деве Марии и обещает молиться ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Этим  он пытается   совершить некую сделку с Высшими силами.

     Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней мощи человека, его величия и поиске своего места в мире. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего внешнего пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, имеет двоякий смысл: с одной стороны – это образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, живущего в каждом своем творении. Это борьба, которую человек, по мнению Э.Хемингуэя, ведет всю жизнь.

     "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить", — кредо самого писателя  и его героев.

      Поэтизация физического труда, утверждение единства человека и природы, общее гуманистическое звучание - есть активное отрицание ценностей цивилизации и всего современного писателю послевоенного мира. И все-таки в этом мире герой ЭХемингуэя надеется только на себя, как и сам  автор. Поэтому печален конец жизни многих  любимых героев американского писателя, как  и его самого.

 

 

 

Литература

 

  1. Грибанов Б. Эрнест Хемингуэй: жизнь и творчество. Послесловие / Б. Грибанов // Хемингуэй Э. Избранное. М.: Просвещение. 1984. - 304с. - С. 282.);
  2. http://relax.com.ua/books-online/the-old-man-and-the-sea/;
  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/rabochaya-programma-po-literature-11-klass-8;
  4. http://goldlit.ru/hemingway/250-starik-i-more-analiz;
  5. http://www.starovereya.ru/the-prayer/psalmbook/122-psalm-103.

Назад к списку