Диброва Н.Е.,
студент 4 курса филологического факультета АГПА.
Науч. рук. – доц. Г.А.Козлова
Согласно христианскому учению, каждый человек приходит в мир и в свой час покидает его по воле Создателя. Путь человека — это испытание его души. В своей земной жизни христианин сам должен распознавать, что есть добро, а что — зло. Бог оставил человеку свободу воли , право самостоятельно выбрать — на чьей он стороне. Герои «потерянного поколения» лишились этой возможности, что отрицательно сказалось и на их судьбе, и на жизни их близких.
Литература «потерянного поколения» стала естественной реакцией на Первую Мировую войну и сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после ее окончания .
Зафиксировал это явление 1929 год, когда были изданы три романа: «Смерть героя» англичанина Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» немца Ремарка и «Прощай, оружие!» американца Хемингуэя. «Все вы - потерянное поколение» - эту фразу бросила Гертруда Стайн и термин с ее легкой руки прочно вошел в литературу. Сказанные ею слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну.
Э.М.Ремарк, Э.Хемингуэй, Р.Олдингтон выразили общее мироощущение людей, отрицавших войну, милитаризм, нацизм. Но, отрицая эти главные беды своего времени, авторы показывали полное непонимание социально-исторической природы явлений. Отвергая христианство как духовно- нравственную основу ненавистного им общества они утратили в жизни собственные ориентиры.
Их герои, как правило, люди, которым со школьной скамьи пришлось идти воевать на фронты войны. По молодости они свято верили в пропаганду и в то, что им говорилось с трибун, со страниц газет, что им втолковывали родители. Но потом все эти высокопарные слова потеряли всякий смысл, а мечты и стремления разбились вдребезги, едва только мальчики попали в грязные окопы и тесные блиндажи. Они изменились под орудийными залпами и криками раненых. От вида обезображенных трупов и других военных ужасов. Они сходили с ума, кончали жизнь самоубийством («Я молод — мне двадцать лет, но все, чтоя виделв жизни,это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой, и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины…» [2],- говорит герой романа «На Западном фронте без перемен» Э.Ремарка).
После ужасов и смертей войны начались унылые послевоенные будни. Это время опустошения человеческих душ.
Война и тяжелые послевоенные годы разрушили не только сельское хозяйство, промышленность, но и нравственные представления людей. Понятия «хорошо» и «плохо» перемешались, нравственные принципы обесценились.
Особенно тяжело было бывшим солдатам, которые честно воевали, ежедневно рискуя своей жизнью. Теперь они шли по жизни с опустошенной душой и очерствевшим сердцем. Единственные ценности, которым они остались верны, были солдатская солидарность и мужская дружба ("Кому нужен этот героизм - трезво смотреть в лицо печальным теням прошлого?"[3]
Почти отчаявшиеся герои Ремарка верят, что возможно любовь и дружба сильнее смерти, а надежда существует всегда. Через грязь и уродство жизни они пытались разглядеть робкие ростки веры в крепость дружбы или преданность настоящей любви («Ах, любовь - факел, летящий в бездну, и только в это мгновение озаряющий всю глубину её!») [2].
Но зачастую, из-за утраты христианских ценностей, они путали любовь и страсть, а за дружбу принимали простые знакомства.
Среди них были выходцы из различных слоев, люди с разными судьбами, но все они оказались яркими представителями потерянного поколения.
Такие люди и становились героями романов Ремарка. Писатель никуда не зовет, ничему не учит. Он рассказывает читателю о своих сверстниках, об их мыслях и переживаниях, о солдатском быте, о женщинах и водке.
Хемингуэй также не далек от Ремарка. Центральные персонажи его произведений («По ком звонит колокол», «Прощай оружие» и проч.) очень похожи и даже получили собирательное имя «хемингуэевский герой».
Обманутые, в кой-то степени наивные, не верящие ничему и никому- такими предстают они перед нами. Их человеческое счастье зыбко (лейтенант Фредерик Генри и медицинская сестра англичанка Кэтрин Баркли), но ненависть к войне прочна и незыблема. Им кажется, что это только с ними случается все «самое ужасное» («Прощай оружие»). Они в этом мире одни, а мир против них («Вот чем все кончается. Смертью. Не знаешь даже, к чему все это. Не успеваешь узнать. Тебя просто швыряют в жизнь и говорят тебе правила, и в первый же раз, когда тебя застанут врасплох, тебя убьют…») [2].
Получилось наоборот: люди стали «жить взаймы»:
«– А бога нет?– Нет, друг. Конечно, нет. Если б он был, разве он допустил бы то, что я видел своими глазами?» [3]. Они не знают больше, что такое душа, они верующие только ночью.
Страшные слова.
Не секрет, что Западная цивилизация давно уже отказалась от «христианских ценностей», индивидуализировалась, гуманизировалась.
«М. Дунаев, разрабатывавший православную традицию в русском литературоведении, называл гуманизм «новой верой Европы», в результате которой «человек лишается понимания в себе образа и подобия Божия <…> постоянно воспроизводит в своей жизни первородное искушение и поддаётся ему <…> Поскольку в гуманистической системе человек есть мера всех вещей, то понятие греха для него существовать не может <…> человек вытесняет Бога <…>, и никаких законов, кроме самовластно самим же установленных, он не признаёт <…>. Человек ставит себя в центр мира, но и обрекает себя на безнадёжное одиночество и гибель». Первым гуманистом М. Дунаев считает дьявола, «соблазнившего наших прародителей» [1,с.10].
Вадим Кожинов в свое время дал точное определение русской и западной культурам: « Русская культура –хороводная и с самого начала стремится к синтезу, объединению, в отличие от западной, карнавальной, где каждый «индивид» сам по себе, отделён от других, прячет своё лицо за маской, игрой. Русская хороводная культура нашла опору в православии и его традициях соборности. Античный политеизм, соединившись с космополитическими философиями эллинизма (стоики и др.), находит в чувственной экстатической стороне католицизма наиболее близкое себе по духу воплощение» [1,с.23].
Проще обвинить в своих бедах весь Мир, оправдав при этом себя («Всяческие беды и несчастья на этом свете очень часто исходят от людей маленького роста, у них гораздо более энергичный и неуживчивый характер, чем у людей высоких», «Война сделала нас никчемными людьми…») [2].
Герои «потерянного поколения» шли на войну не ради защиты Родины, а ради поклонения очередной идее.
Приложение:
1. Кожинов В. Размышления о русской литературе / В. Кожинов. – М.: Современник, 1981.
2.Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен» [Электронныйресурс] http://www.lib.ru/INPROZ/REMARK/front.txt
3.Э.Хемингуэй «По ком звонит колокол» [Электронный ресурс] http://royallib.ru/book/heminguey_ernest/po_kom_zvonit_kolokol.html
4.Э.Хемигуэй «Прощай оружие» [Электронный ресурс] http://lib.aldebaran.ru/author/heminguyei_yernest/heminguyei_yernest_proshai_oruzhie/