ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ НА КУБАНИ

В современных условиях, когда процессы глобализации грозят утратой национального самосознания как никогда ранее необходима объединяющая идея, основа людского общежития России. Такой основой может и должна стать духовность. Поэтому радостно, что Ставропольская и Владикавказская епархия празднует сегодня 160-летний юбилей. И отрадно также за Екатеринодарскую и Кубанскую епархию, сравнительно молодую но которая на сегодняшний день насчитывает уже 341 приход, 6 монастырей и 484 священнослужителя.

Большую эффективность принесло создание 10-ти отделов епархии: миссионерского, религиозного образования и катехизации, по благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с вооруженными силами, по взаимодействию с ГУВД и ГУИН, по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти, архитектурного отдела, по делам молодежи, по канонизации святых на Кубани, по взаимодействию со СМИ.

Значительный вклад в развитие духовной жизни на Кубани сделан благодаря созданию православных учебных заведений. В нашем крае действует 3 специализированные православные школы в городе Курганинске, в Анапе, в поселке Мостовском, Русская Православная общеобразовательная школа в городе Краснодаре и Армавирский Православно-социальный институт.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года призвал совершенствовать миссию в молодёжной среде, способствовать активизации церковной деятельности самих молодых людей.

Что мы сегодня знаем о молодёжи? Россия 1990-х – это общество, в котором формировался характер нынешних молодых людей. Да, оно было свободным, но диктовало новые, непривычные и очень жесткие «правила игры». Напрашивается аналогия из большого спорта, где молодые люди ориентированы на максимальный результат, от которого зависит их карьера и благосостояние. Те, кому не удалось его достичь, вынужденные сойти с олимпийской дистанции, как правило, переживают это как настоящую трагедию, не видят для себя места в жизни, ощущают себя «потерянным поколением». Эпитет «потерянное поколение» слишком часто прилагается средствами массовой информации по отношению к большей части современной молодёжи. В прессе и публицистических произведениях рисуются страшные картины деградации личности молодого человека, всеобщего морального упадка, потери всяких духовно-нравственных ориентиров в жизни.

Не закрывая глаза на все болезненные, острейшие проблемы современности, все-таки отметим, что мы знаем и другую молодёжь. Ту, которая без раздумий жертвует своими жизнями в борьбе с террористами, добровольно участвует в проектах социальной помощи и в реставрационных работах, приходит в братства, православные центры и организации с единственным намерением бескорыстно послужить своими способностями доброму делу. Мы знаем одарённую, благородную, активную молодёжь.

Заблудшие, оступившиеся, немощные были всегда, но этих людей было бы значительно меньше, если бы и для них нашлось дело, та форма служения ближнему, в которой и они смогли бы раскрыть весь свой личный потенциал, все те таланты, которые им дарованы от рождения Богом.

Не будем смущаться нравами и обычаями наших молодых людей. Вспомним, как подчас некрасивы бывают у великого мастера черновики, предваряющие рождение шедевра, из какого сора зачастую произрастает прекрасное растение. Но вот кропотливый труд художника окончен. Перед нами – радующее взор выдающееся произведение искусства. Кто теперь вспомнит о неприглядных черновиках? Да и мы сами, взрослые, склонны забывать опыт своего детства и юности, неохотно вспоминаем собственные падения и ошибки.

Наша задача – понять молодых людей, помочь им преодолеть болезни роста, войти в меру возраста Христова, помочь каждому из них сформироваться как личности. Сегодня для молодых людей открыты новые возможности служения: честное предпринимательство, искусство, социальное служение. Их зовёт на службу отечество и Церковь, они достигают творческих высот и выдающихся спортивных побед. Но это поколение ждёт своих пастырей, которые были бы способны мудро направить их труды на созидание непреходящих духовно-нравственных ценностей.

Посмотрите, сколько молодых людей ежегодно собирает пасхальный крестный ход! Но, поставив свечку, через некоторое время все они удаляются из храма. Нет человека, кто бы взял их за руку, остановил, удержал в церковной ограде. Если нам удастся стать достойными наставниками и воспитателями детей и молодежи, то, уверен, скоро мы сможем говорить не о потерянном, а об обретенном поколении. Духовно-нравственное состояние современного российского общества, на мой взгляд, можно выразить в словах Священного Писания: Сторож! сколько ночи?.. Приближается утро, но еще ночь (Ис. 21, 11–12). И, действительно, когда мы присутствуем на собраниях, подобных нашему, видим светлые молодые лица, то нам очень хочется верить в реальность приближающегося рассвета. Однако пройдите мимо вечерних дискотек по городским улицам, посетите нищие полузаброшенные села где-нибудь в российской глубинке, и ощущение царящей повсюду ночи снова к вам вернется. Но, уверен, что наступление желанного рассвета во многом зависит от нашего кропотливого труда.

К сожалению, в значительной части общества, и особенно среди педагогов, до сих пор распространены опасения, что не следует вручать молодые души служителям Церкви, что они воспитают наших детей не так, уведут их от активной жизни, свойственной их сверстникам. Подобная критика ни на чем не основана. Она доносится из уст тех, кто совершенно не знаком с православными детскими и молодежными программами. Скажем таким людям по-библейски: приди и виждь! Вот уже несколько лет мы занимаемся программой детских летних православных лагерей. Наши студенты проходили практику в православном лагере «Спасение» поселка Кабардинка.

И я не знаю ни одного случая, когда бы из уст разгневанной мамы прозвучало, к примеру, такое заявление: «Своего сына в православный лагерь больше не отдам. Беру путевку в санаторий». Напротив, только ограниченность в средствах не позволяет епархиальному отделу по делам молодежи предоставить условия для детского отдыха все возрастающему числу желающих побывать в православном летнем лагере, где наряду с организацией всех свойственных детям забав, их учат молиться и исповедоваться перед духовником, рассказывают о святых, запрещают курить и произносить дурные слова.

Забота о детях и молодёжи существовала в Церкви всегда, потому что Церковь помнит и исполняет заповедь Христа Спасителя: Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 13–14).

Невозможно представить себе общество, которое не заботилось бы о том, чтобы преподать своим молодым гражданам уроки нравственности. Нет общества, в котором бы не существовало людей, пользующихся глубоким уважением как учители и наставники. За малейшее пренебрежение к педагогике, за наши утопии и неправды приходилось расплачиваться дорогой ценой. «Отсутствие воспитания есть корень всякого зла», – писал наш русский классик Пушкин.

В течение многих лет в России в основном совпадали воспитательные задачи школы, общества и Церкви. И подвижники отечественной педагогической науки, и авторитетные церковные писатели не уставали согласно повторять мысль об ущербности однобокого, безрелигиозного духовного развития детей и молодёжи.

Важно понять, что, неразумно препятствуя осуществлению масштабных совместных государственно-церковных воспитательных проектов в школах, детских садах, летних лагерях, туристических клубах, спортивных секциях и в других собраниях детей и молодежи, мы тем самым отрекаемся от традиций, вступаем в борьбу со своей собственной культурой, историей, со своей страной. Но ведь ...всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25).

Что сегодня мешает нам освободиться от груза взаимного недоверия, подозрительности, от последствий смертельной вражды, которая насаждалась идеологами XX века по отношению к религии и Церкви, преодолеть нерешительность и леность, стать на путь активного сближения всех творческих сил, заинтересованных в воспитании детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Православия? Думается, что некоторые препятствия лежат в сфере современной церковной жизни.

Зайдите в любой большой приход губернского города. Там вы непременно увидите действующую воскресную школу, наполненную детьми, которых однажды в храм привела благочестивая мама. Нет ничего более естественного для ребенка, как быть христианином. Но со временем в сердце молодого человека прорастают не только всходы доброго семени уроков Закона Божия, но и терния от злых семян, оброненных в неутвержденную душу сверстниками во дворе, телевидением, популярной культурой. Нет, молодой человек не станет воинствующим атеистом, но в Церкви ему уже не будет интересно и он станет приходить в храм разве что для того, чтобы участвовать в чьих-то крестинах или погребении.

Молодые люди остро ощущают в собеседнике малейшую неискренность, фальшь. Поэтому, если священник, призванный заниматься окормлением и воспитанием детей и молодёжи, относится к своему послушанию формально, если в сердце у него нет искренней горячей любви, в беседах преобладает тон холодных и скучных нравоучений, он быстро растеряет молодую паству. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4).

Создать школу духовных наставников и воспитателей детей и молодежи, вооружить их методиками, разработать реальные проекты – это задача богословских учебных заведений. В Армавирском Православно-социальном институте минувшей осенью успешно прошел первый опыт подготовки преподавателей школьного предмета «основы православной культуры» городов Армавира и Новокубанска.

Несмотря на значительно возросший в последние годы интерес к Церкви, мы должны признать: у подавляющего большинства молодежи духовные потребности отсутствуют. На вопрос: «Что нынешняя молодежь ожидает от Церкви?» мы с великой скорбью даем ответ: «Ничего не ожидает». Как и для родителей, несущих в себе наследие страшных лет богоборчества, Христос Спаситель для нее лишь миф, литературный персонаж, а история Церкви – предание, не имеющее никакого отношения ко дню сегодняшнему. Православие для них, как и для их родителей, остается, увы, «неизведанной землей».

Куда уйдут эти люди? К сектантам? В оккультизм? Думаю, что каждому из нас следует проникнуться сознанием ответственности за возможные новые крушения молодых судеб. Чтобы этого крушения не случилось, в Церкви должны пробудиться новые творческие силы. Пора, наконец, отказаться от общения с молодежью XXI столетия на языке века девятнадцатого. Нам так хочется замкнуться в своем уютном мире, где тихо мерцают лампады и ублажают слух молитвенные песнопения! Но если всю эту красоту мы хотим даровать молодежи, то должны немедленно покинуть свой уютный мир и дерзновенно выступить на проповедь, освоив термины компьютерных программ. Известный афоризм гласит: «Пусть мне нравится клубника со сливками, но рыба любит червяка, и чтобы ее поймать, перед рыбалкой необходимо запастись ими, а не деликатесом».

«Миссионер никогда не должен иметь печальное лицо», – любил повторять канонизованный на последнем Юбилейном Архиерейском Соборе великий русский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев). А мы иногда начинаем беседу с молодым человеком с взволнованных рассказов о близящихся апокалиптических ужасах, жестоко обличаем юного собеседника в грехах, выражаем сомнения в искренности его намерений и интересов.

Для наставников молодежи сегодня нет большей заботы, как научиться с благодарностью принимать любой искренний дар молодого человека и употреблять его в церковном делании. Для нас должен быть ценен даже самый малый дар служения, самое незначительное расположение молодой души, самая скромная жертва, которую готовы принести юноша или девушка для своего ближнего.

Считается, что православие – религия по преимуществу созерцательная, она не поощряет предпринимательскую инициативу, тормозит развитие рыночной экономики.

Это не так. Убежден, что как раз от недостаточного понимания Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив, «как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком? – восклицал ещё древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. – Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие... Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно».

Но православный предприниматель не раболепствует перед тленными сокровищами, не смотрит на них как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, он прежде всего стремится принести благо родной стране.

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны (1 Тим. 6, 17–18), – вразумляет нас Священное Писание.

За минувшее десятилетие в Русской Православной Церкви накоплен богатый опыт осуществления программ молодежного движения. Но мы уверены, что эти программы могут принести несравненно большую пользу, если они станут общим делом Церкви и государства. Нам представляется, что основными направлениями православного молодежного движения, которые мы могли бы осуществлять, являются программы социального служения молодежи. Мы должны предоставить молодым людям возможность добровольно принимать участие в социальной работе братств и сестричеств, в работе по реабилитации наркозависимых, в волонтерских проектах, в экологических программах, в детских и туристических лагерях, в различных благотворительных организациях.

Духовной подготовкой к социальному служению молодежи занимается Армавирский Православно-социальный институт. Кроме того студенты нашего вуза ведут активную работу: издавали свой православный вестник, публиковали статьи на духовную тематику в местных СМИ, участвуют в работе воскресной школы, приглашают в храм студентов других вузов, проводя при этом разъяснительную работу, организуют православные чтения в центральной библиотеке. У нас есть основания полагать, что стремление бескорыстно помочь людям они пронесут через всю свою жизнь, реализуют его в своей профессиональной деятельности религиоведа, юриста, психолога.

Выражу надежду на то, что государство, опираясь сейчас на религию и Церковь, воспримет, прежде всего, духовно-нравственный аспект и только затем социально – нормативный подтекст регулирования общественной жизни, и пожелаю всем христианам мудрости, терпения и – главное – помощи Божьей для проповеди святой Христовой веры которая несет в себе истинную культуру и духовность.

 

Из Материалов Научно-практическая конференция Ставропольской Епархии и Правительства Ставропольского края «Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России». – Ставрополь: 2003.

Иерей Павел Калинин


Назад к списку