«Рождество по плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа - событие бесконечно великой важности. Безначальный, всеблагий и всемогущий Творец и Царь веков, преклонив небеса, сошел на землю, бесплотный стал Плотоносцем от Пречистой неискусобрачной Девы действием Святого Духа», - так проповедовал горячий молитвенник о земле русской святой праведный Иоанн Кронштадтский на рубеже XIX и XX веков.
О предстоящем рождении великого Царя, Спасителя и Помазанника (слово Христос в переводе с греческого языка означает «Помазанник») говорили и писали многие древнееврейские пророки. И не только израильтяне, но и представители других древних культур ожидали чудесного рождения особого ребёнка, который должен будет повернуть ход человеческой истории.
Это предсказываемое рождение произошло тогда, когда человечество пришло в полный нравственный упадок и духовно изнемогало, не видя никакого выхода из греховного оцепенения. Как верно было отмечено древними римлянами, зло мира заключается в самом корне человеческой жизни; его не излечить никакими частными, земными человеческими усилиями - оно может быть излечено только радикальным средством, то есть должен быть обновлён сам корень жизни. «Или Бог придёт на землю, или мир погибнет», - говорил знаменитый римский философ Сенека, живший в то самое время, когда на небе воссияла Вифлеемская звезда.
Конечно, коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной - и оно действительно было совершено Сыном Божиим Иисусом Христом, непостижимо и неизреченно родившимся от Пречистой Девы Марии во времена правления римского кесаря Августа.
По велению этого кесаря во всех областях обширной Римской империи должна была быть произведена всенародная перепись, в том числе и в подвластной Риму Иудее. Спеша исполнить это повеление, иудейский царь Ирод приказал немедленно переписать всех своих подданных. В отличие от римской переписи, проводившейся по месту жительства, в Иудее перепись велась по древнему еврейскому обычаю - по коленам (племенам) и родам. Поэтому каждый иудей обязан был записаться по месту происхождения его рода.
Так как праведный старец Иосиф, обручённый Пресвятой Деве для охраны Её девства, вёл свою родословную от царя Давида, то для записи своего имени он должен был отправиться в Вифлеем - на родину своего царственного предка. Туда же вместе с ним вынуждена была направиться и носившая в утробе Божественный Плод Мария, подлежащая переписи наравне с мужчинами как единственная оставшаяся в живых из своего рода.
Навьючив на вола всё необходимое и устроив на ослике Преблагословенную Деву с наибольшими удобствами, какие были только возможны, Иосиф покинул свой дом. Путь предстоял неблизкий и трудный - не менее трёх дней по горным дорогам и труднодоступным тропам. Но Иосифу и Марии приходилось передвигаться медленнее, поскольку Пресвятой Деве было нелегко - вот-вот должна была наступить самая ответственная минута Её жизни - Рождение Спасителя мира.
Приближаясь к Вифлеему через приблизительно пять дней пути, путешественники спешили найти приют и отдохнуть после утомительной дороги. Но их ждало разочарование - гостиницы и постоялые дворы Вифлеема были переполнены прибывшими для переписи людьми. Иосифу и Марии пришлось устраиваться на ночлег в находившейся неподалёку от Вифлеема пещере, где обычно во время непогоды укрывали скот. В этом скромном пристанище, вдали от людей и совершилось величайшее таинство Боговоплощения - Рождение Спасителя Христа, освятившее древний город Вифлеем по слову пророка Михея: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5: 2). Вифлеем на древнееврейском языке означает «дом хлеба», - какого же, если не хлеба живого, сходящего с небес (Ин. 6: 51)?
О месте рождения Иисуса Христа святитель Николай Сербский писал: «Есть одна важная причина, почему Христос родился в пещере. На Святой земле и доныне сохранились четыре великие горы; они стоят со времени пришествия Христова. Одна в Вифлееме, где родился Христос; другая - Гора искушений, где Он был искушаем сатаной; третья - Голгофская, на которой распят был, похоронен и воскрес; и четвертая - гора Елеон, с которой вознёсся на небеса. Четыре важнейших события в жизни Спасителя связаны с четырьмя непоколебимыми горами. Не сохранились ни дом в Назарете, в котором Он жил, ни дом в Капернауме, в котором Он нашел приют. Не сохранился ни один из домов, где Он останавливался, ни дворец Ирода, ни палаты Пилата, ни даже храм Соломона. Всё, что человеческой рукой построено, разрушено временем. Но эти четыре горы, Господом созданные, стоят и поныне. Чтобы никто не мог усомниться в том, что Он воистину родился, что искушаем был, как человек, что распят был за грехи человеческие и воскрес и что во славе вознёсся на небеса в вечное Отечество Свое, где ожидает Своих праведников. Знал Всеведущий каменное сердце человеческое и колеблющийся разум людской, поэтому Он мудро соединил эти четыре великих события четырьмя несокрушимыми горами. А если бы Христос родился в каком-то городском или деревенском доме, разве сохранился бы он и свидетельствовал нам Его Рождество? Не существует уже и города, в котором родился Александр Великий. Не существует многих городов и государств, где родились великие люди, а Христова святая пещера в Вифлееме стоит, стоит и свидетельствует.
Знай и это: так же как Тело Его - дом души Его - не от человека, но от Бога Духа Святого, так и дом Тела Его - пещера Вифлеемская - не от человека и не от рук человеческих, но от Бога Творца и Промыслителя. Он создал её прежде человека и, сотворив, приготовил её для временного Своего обитания, чтобы прийти и посетить потомство Адама и Евы. И ещё: для вечного свидетельства о пребывании Его на Земле.
Пусть не удивляет тебя, что Господь избрал такое скромное место для Своего рождения. То, что для людей высоко, мерзость пред Господом. Мерзостью пред Господом был дворец кесаря в Риме, ибо воистину был разбойничьим вертепом преступлений и разврата. То же, что презираемо и ничтожно перед людьми, Господь часто избирает и прославляет. Это - образ действий Всемудрого. Так Он избрал рыбарей в апостолы и пещеру колыбелью Своей»
«Единственное, что невозможно Богу, - читаем мы у святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского - соединиться с нечистым, прежде чем оно не очистится; посему была нужда в совершенно непорочной и чистейшей Деве, Которая бы прияла во чреве и родила Ревнителя и Дарователя чистоты».
Мария обрела благодать у Бога (Лк. 1: 30), «потому что ум Её держался Бога, поскольку ничего другого, что бы владело Её мыслями, в Её душе не жило» «тело же держалось ума, так что Она всецело жила в Боге. Она настолько была исполнена божественной благодати, что вся - вместе с телом - была свята, вся светла, вся непорочна и, можно сказать, вся божественна».
Приснодева Мария была избрана послужить тайне Боговоплощения. Иисус рождён ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога (Ин. 1: 13). Некоторые из отцов Церкви образ чистого Рождества Божественного Младенца усматривают в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. «Второе рождение, - пишет святитель Амвросий Медиоланский, - было от Непорочной Марии потому, что первое по Божеству было непорочно, чтобы таким образом Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. То есть, как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария».
Богородица является представительницей рода человеческого, но в то же время превосходит его. Византийский политический деятель, писатель, учёный, монах Михаил Пселл в XI веке говорил, что Она - и Ковчег святыни Господней, и процветший Жезл Христов, и священный Алтарь, как завесой, девством сокровенный. «Она поистине - Небо, и даже большая, чем небо, и есть и именуется как вместившая Невместимого и объявшая Необъятного. Она - Тема Пророков, и начало, вместе же и конец пророчеств. Посредством Неё Бог сошел к нам, а мы взошли к Нему. О, Лествице, восходящая до Неба и премирная!».
К числу прообразов приснодевства Божией Матери относятся в Ветхом Завете врата храма, показанные в видении пророку Иезекиилю. Эти врата не отворятся, и никакой человек не войдёт ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены (Иез. 44: 1-2). Прямое указание на то, что Дева, а не женщина, во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (евр. - «с нами Бог»), содержится в Книге пророка Исаии (7: 14). Причём для самого пророка это предвозвещение, по замечанию митрополита Филарета, было настолько явственно, что «как будто на предстоящую пред очами указывает Исаия на Преблагословенную Деву Марию: се Дева». Это означает, что Она была Девой до рождения от Неё Иисуса Христа, во время Его рождения и осталась Девой после рождения, не познав мужа в течение всей своей жизни.
Пресвятая Богоматерь родила Своего Божественного Сына, по преданию, около полуночи безболезненно, без всякой посторонней помощи. Своими руками Она спеленала Его, Своими устами лобызала, приветствуя Его, Своими девственными сосцами питала Владыку и питателя всякой твари. Положив Богомладенца в ясли, где обычно лежала солома для кормления скота, Она первая поклонилась Рождённому от Неё.
О том, что Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16), возрадовался и праведный Иосиф. С трепетом и в благоговейном безмолвии преклонился он перед Пресвятой Матерью и Её Сыном, его Богом. Согласно преданию, праведный старец привязал в пещере вола и осла, которые своим дыханием согревали Младенца и таким образом служили Ему. Так исполнились слова пророка Исаии, сказанные более чем за 700 лет до этого великого события: Вол знает владетеля своего и осёл - ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет (Ис. 1: 3).
О сошествии Бога на землю в ту же ночь чудесным образом узнали пастухи, которые невдалеке от Вифлеема стерегли овечьи стада. Тишину, окружавшую их, лишь изредка нарушало блеяние овец. Тысячи звёзд глядели на мир с тёмного неба. И вдруг среди этого ночного мрака и безмолвия небо озарилось дивным светом, и Ангел Божий явился пастухам в небесном сиянии. Изумлённые, они устрашились чудного видения, но Ангел сказал им: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях (Лк. 2: 10-12).
Едва Ангел произнёс эти слова, как небесный свет стал ещё ярче. Взорам изумлённых пастухов предстало великое множество ангелов, воспевающих торжественную песнь о наступлении новой эры в истории человечества: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2: 14)
Что означала эта песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность небесных ангельских сил и радость тому, что Господь ниспослал людям мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что соединилась с Ним в Воплощении. Сын Божий позже Сам благовествовал апостолам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14: 27), чтобы вы имели во Мне мир (Ин. 16: 33). Слова «в человеках благоволение» означали, что теперь Бог через тайну Своего Воплощения подаёт людям Свою благодатную помощь, чтобы каждый из нас имел возможность укрепиться в благой воле, следовать путём Истины и стать достойным Небесного Царства Спасителя.
Итак, пастухи увидели, как небо праздновало Рождение Богочеловека. Вскоре чудное явление исчезло. Немного придя в себя от переполнявших их чувств, пастыри поспешили пойти в Вифлеем и посмотреть, что же там всё-таки случилось. Необычайный свет от пещеры, находившейся недалеко от городских ворот, привлёк их внимание. Заглянув туда, они нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях (Лк. 2:16). Всё было так, как предсказал Ангел. Простые, как дети, и чистые сердцем пастухи сразу поверили в то, что перед ними - Спаситель мира, и поклонились Ему. И всё, что они услышали от Ангела, пересказали Святому Семейству. Пресвятая Дева Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2:19).
Совсем иным, но тоже чудесным образом открыл Господь великую тайну Своего Воплощения другим людям - восточным волхвам: Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2: 1-2).
Ко всем обращалось звёздное небо, возвещающее славу Божию. Но лишь три волхва искали в нём откровения судеб Божиих. Древнее предание говорит, что их имена были Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Вальтазар), что они были людьми состоятельными и участвовали в управлении теми областями, откуда пришли (католики даже считают их царями). Но никакие суетные заботы о благосостоянии не помешали волхвам внять голосу неба, и они готовы были всюду пойти, чтобы найти Истину. Снарядив караваны и взяв драгоценные дары, чтобы принести их новорождённому Царю Иудейскому, восточные мудрецы оставили свои дома и отправились в долгий, нелёгкий по тем временам путь в Иерусалим, пролегавший через дикие степи и пустыни Передней Азии, где их поджидали бури, жажда, дикие звери и вероломные разбойники.
Родина евангельских волхвов точно не известна. Апостол и евангелист Матфей лишь кратко говорит: «пришли с востока». Но употребленное Евангелистом слово «магос» - персидское, поэтому наиболее вероятно, что пришли они из Персии (это современный Иран) или же из страны, составлявшей прежде Вавилонское царство. Об этом говорит и древнее церковное предание, упоминаемое святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом, Климентом и Кириллом Александрийскими.
В Персии магами, или волхвами, называли людей мудрых, обладавших обширными познаниями в разных областях. Они пользовались особым уважением и почётом и при вавилонском и персидском дворах были советниками царей. Инструменты, которыми обладала их наука, были очень простые. Они не имели телескопов и других мощных оптических приборов, которыми располагают нынешние астрономы, но они были хорошо знакомы с математикой, без которой невозможно понимание движения звёзд и планет.
Наука евангельских волхвов, астрология, признана теперь ложной, поскольку она считает, будто по движению звёзд и по появлению новых можно узнавать и предугадывать исторические события, рождение и судьбы великих людей. Однако Всемогущему Богу угодно было привлечь к Себе умы и сердца этих учёных через необычное звёздное явление, как и во времена пророка Моисея Ему угодно было предсказать Пришествие Мессии язычникам через их прорицателя Валаама, желавшего служить Истине. Тогда Валаам, возвещая о воле Божией, явленной ему в видении, сделал такое предсказание: Воссияет звезда Иакова, и восстанет человек от Израиля (Числ. 24: 17).
Обрести путь к истинному Боговедению персидским волхвам могло помочь и то, что во время семидесятилетнего пленения иудеев вавилонянами предки этих волхвов могли слышать от иудеев, что они ждут Великого Царя, Избавителя, Мессию, Который покорит весь мир. В вавилонский плен ещё мальчиком был отведён пророк Даниил, который впоследствии, по распоряжению царя Навуходоносора, был назначен там главою мудрых. Возможно, он поведал местным мудрецам о Мессии. Им, вероятно, были также известны и передавались из поколения в поколение книги пророка Даниила, указывающие, какое количество седмин (Дан. 9: 24-25) должно пройти до времени рождения Мессии. И вот, когда приблизилось окончание этих седмин, и появилась на небе необыкновенная звезда, волхвы поняли, что в мир грядёт необыкновенный Царь, подлинная надежда язычников (Рим. 15: 12).
Как повествуют отдельные церковные авторы, волхвы отправились в Палестину из трёх разных восточных стран (Персии, Аравии, Эфиопии) без предварительной договорённости друг с другом. Встретились они уже по дороге и, узнав, что имеют одну и ту же цель, ещё больше поверили в истинность того, что было открыто им Богом. Мельхиор, Гаспар и Бальтазар вместе продолжили путь к столице Иудеи - Иерусалиму, и через некоторое время достигли его.
Весть о том, что по городу ходят восточные мудрецы, бывшие, к тому же, людьми знатными, и спрашивают о родившемся Иудейском Царе, дошла и до Ирода, который начальствовал в то время над страной. Ирод был испуган, поскольку боялся потерять власть. «Ибо Ирод был не иудей, а идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князи Иудовы, пришел Христос, чаяние языков, как пророчествовал Иаков»: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49: 10).
Ирод царь созвал священников и книжников, учёных и сведущих в законе, знающих Писание и стал спрашивать у них: где должно родиться Христу? (Мф. 2: 4) Они ответили: это должно произойти в Вифлееме Иудейском. Тогда царь, скрывая своё злое намерение погубить Новорождённого, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф. 2: 7), чтобы хоть приблизительно определить возраст Младенца. В свою очередь он сообщил им, что, по сведениям иудейских книжников, новый Царь родился в Вифлееме. Притворившись благочестивым, Ирод сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли (Мф. 2: 7-9).
Волхвы, видимо, были растеряны, и не знали, как теперь найти Новорождённого Мессию в Вифлееме. По тому, что правитель принял их тайно, и по тому, что было заметно, как он встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2: 3), они поняли, что в столице Иудеи их появления никто не ожидал, как, впрочем, и Рождения Великого Божественного Царя. Но мудрецы, так долго шедшие с востока, в отличие и к стыду иудеев, не утратили веры в то, что исполнится время Пришествия Спасителя. И Бог чудесным знамением укрепил их веру: И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его (Мф. 2: 9-11).
Как видно из сказанного немного ранее, волхвы предполагали увидеть Божественного Царя в великолепии. Между тем, звезда остановилась над бедной хижиной, которую мог позволить для жительства себе и своей Семье простой старец плотник. Увидев весьма скромную обстановку, восточные мудрецы поняли, что Царство Новорождённого не в богатстве и великолепии чертогов, а в духоносном смирении и любви к людям. Поэтому, не сомневаясь, что перед ними воистину Помазанник свыше, волхвы, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2: 11). Золотом в те далёкие времена обычно одаривали царей, ладан (благовонную смолу) воскуривали Богу, смирной (дорогостоящей душистой мазью) натирали тела умерших. Таким образом, по Божию промыслу, дары волхвов указывали на Божественную сущность, Царскую власть и смертное естество явившегося на Землю Богочеловека Христа.
Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела не возвращаться к Ироду, волхвы другим путём отошли в свою страну. О дальнейшей судьбе волхвов Евангелие ничего не говорит, но древнее церковное предание повествует, что они были крещены апостолом Фомою во время его проповеди в Персии и стали благовестниками христианства на востоке.
Таким образом, в Евангелии мы видим два пути к родившемуся Христу: путь пастырей и путь волхвов. Чистые сердцем (Мф. 5: 8) вифлеемские пастухи поверили словам Ангела, поспешили в Вифлеем и увидели Богомладенца. Они стали Его первыми гостями, принесшими свои дары: крепкую сердечную веру, чистую любовь и Боголепную хвалу - те главные ценности, с которыми мир должен был встретить Владыку и Спасителя Христа. Но не весь мир оказался к этому готов.
«Лишь немногие, лучшие умы человечества, искали в то время Царствия Божия, уготованного людям от создания мира. Путь волхвов - путь от тьмы язычества к Солнцу Правды, Иисусу Христу». Представители древней науки, восточные мудрецы-учёные своим прибытием в Вифлеем символизировали союз развивающейся науки с христианскими ценностями, принесёнными на нашу планету две тысячи лет назад.
Но следует заметить, что путь волхвов был продолжительнее, трудней и опаснее, чем путь пастырей. Если вифлеемские пастухи своей простотой и искренностью с помощью ангелов быстро и безопасно достигли Боговидения, то мудрецы вместо Вифлеема являются прежде в Иерусалим. И здесь проповеданное ими знамение звезды приводит ко всеобщему смятению, а Божественной Младенец, перед Которым они желали преклониться в благоговении, едва не повергается ими в руки нечестия. А позже пострадало 14 000 вифлеемских младенцев, убитых по приказу разгневанного Ирода, не дождавшегося возвращения волхвов. Но твёрдая вера и Божие наставление в виде необыкновенной звезды помогли им все же достичь желанной цели.
Поэтому яркие озарения ума не всегда можно принимать за непреложные знамения приближения ко Христу и за верные указания пути возрождения. Будем помнить, что есть два пути: «простецов и мудрецов». И если мудрый путь волхвов привлекает наши взоры, не забудем, что мы должны быть не путешествующими зрителями, но осмотрительными путешественниками, ибо мы ходим верою, а не видением (2 Кор. 5: 7). Блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20: 29).