ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Протоиерей Павел Калинин

Региональная научно-практическая конференция, посвящённая 1025-летию Крещения Руси «Влияние православия на духовно-культурное, социальное, политико-правовое развитие Российского общества и государства» (г. Армавир, 4 октября 2013 г.)

 

С благодарностью Богу Православная Церковь отмечает в этом году 1025-летие Крещения Руси. На фоне такого продолжительного периода истории Руси выделяются две противоположные по сути картины. Одна из них - светлая и радостная, относящаяся к обращению ко Христу нашего народа на заре формирования Руси; другая - кровавая и жуткая, относящаяся к недавнему времени ее духовной катастрофы. Эти картины невольно напоминают видение святого апостола Иоанна тысячелетнего Царства Христова, описанного им в 20-й главе книги Апокалипсис. Там есть элементы, напоминающие о событиях в жизни нашей многострадальной родины: сначала - светлое Царство духовно воскресших; потом, по истечении тысячи лет, - выход сатаны из бездны и война полчищ зла против Церкви. Но мы верим, что и последняя картина пророческого видения исполнится, когда слуги сатаны будут истреблены Богом, а вера и правда снова восторжествуют.

Обращаясь в очередной раз к событиям Крещения Руси, мы видим, как серьезно и продуманно святой равноапостольный князь Владимир подошел к вопросу веры. Деловое общение и торговля с иностранными "гостями" заставляли князя глубже задуматься над духовными вопросами. Надо полагать, он размышлял о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная. Важно, что равноапостольный Владимир осознал, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в истинного Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них.

Для безболезненного и успешного крещения своего народа князь привлёк многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше. Потом, став христианином и крестив русских, святой Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равноапостольские труды увенчались таким успехом и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа.

Но чтобы вера в Бога возродилась на нашей родине, необходимо русским людям понять и с новой силой оценить духовную суть того апостольского дела, которое совершил святой князь Владимир, крестив русский народ.

Святой князь стремился к воплощению в жизнь христианских идеалов вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и задумывался над тем, как должны русские люди устраивать свою собственную жизнь и как им в дальнейшем участвовать в событиях мировой истории.

В результате Крещение Руси сделало нас теми, кто мы есть. И это событие нужно использовать для того, чтобы понять: Крещение Руси — это точка отсчёта истории нашего народа как цивилизационной силы, одновременно взаимосвязанной с разными народами Европы, и, в то же время, самостоятельной и имеющей своё историческое лицо и путь. Этот путь охватывает не только прошлое и настоящее, но и будущее.

Чтобы реальней оценить наше духовно-нравственное и цивилизационное настоящее и будущее, обратимся к данным Аналитического центра Юрия Левады за 2011 год, эксперты которого пытались разобраться в ценностных приоритетах современного российского общества, что оказалось занятием крайне непростым. Понятие служения, которое еще с незапамятных времен считалось самым важным для жителей Российской империи и было связано с бескорыстной жертвой сил и средств ради чего-то высшего, многих современных россиян, согласно опросам социологов, ставило в тупик. Собственно, сложности возникли и с определением "чего-то высшего".

Среди назвавших себя православными в Бога верит примерно половина граждан. Во что верят остальные и что за бог у этих 49 млн. россиян, которые, согласно исследованию Левада-центра, почти не ходят в церковь, не особенно верят в воскресение и реальность личности Христа, не молятся и чрезвычайно редко совершают что-то доброе и благородное — на эти вопросы специалисты тоже пытались найти ответы.

Так, политолог Борис Дубин, изучая сознание современных россиян, выделил несколько устойчивых мифологем, в которые свято верит значительная часть народонаселения. Например, это миф о великой державе и о том, что Россия лишилась своего надлежащего места в мире, миф об идеальности первого лица государства (независимо от фамилии), миф о том, что русские — народ исключительный, что кругом — одни враги, миром правят деньги и что Россия — православная страна.

Правда, вера верой, но на деле оказывается, что сегодня никто ничего конкретного для воплощения той же великодержавности или исключительности делать не готов.  «Российский человек привык совершенно формально, поверхностно идентифицировать себе с какими-либо общностями и с тем же православием,» — сказал директор Левада-центра Лев Гудков. Действительно, такое отношение полностью исключает личную ответственность человека, никакой серьезной внутренней работы он не ведёт, и зачастую для него вообще снимается сама проблематика этического выбора. А ведь Православие требует иного: каяться, исправляться, праведно жить. Это для поверхностного человека неприемлемо и невыполнимо.

Поэтому понятно, почему один из ученых, проводивших опрос, Лев Гудков, предполагает, что нынешняя приверженность православию — явление временное, и  прогнозирует массовый отход от православия в смысле идентификации себя с этой верой в следующие 10-20 лет. Аналитики, однако, не дают никаких прогнозов относительно того, во что будет верить «будущая неправославная Россия».

Что же можно сказать на это? Проблема в том, что вера в существование некой «будущей неправославной России» требует несколько большего оптимизма, чем мы можем себе позволить. Существующие сейчас тенденции в отношении массового алкоголизма, связанной с ним депопуляции, массовой коррупции, которая приводит ко все большей недееспособности государственного аппарата, делают будущие перспективы России как государства и русских как культурной общности чрезвычайно сомнительными. Это звучит жестко, но давайте посмотрим правде в глаза — Россия тяжело больна и прогноз скорее неблагоприятен. Как сообщает на своем сайте Институт Демографических Исследований, «за период 1992 по 2006г.г.

естественная убыль населения России — составила 11790,6 тыс. человек;

положительный миграционный обмен (т.е. компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста) — составил 5468,2 тыс. человек.

В результате за указанный период российское население сократилось на 6322,6 тыс. человек и, к нашему величайшему сожалению, продолжает сокращаться дальше». Так, по данным проекта «Демоскоп» на сайте Института демографии Национального исследовательского университета по состоянию на 1час 25 мин. по московскому времени 4 ноября 2013 года в России рождается 1 человек каждые 17 секунд, а умирает 1 человек каждые 16 секунд.

Итак, огромная территория с огромными природными богатствами все больше и больше пустеет, государство, которое ее контролирует, все больше и больше утрачивает способность выполнять свои обязанности — шокирующие примеры разложения, предательства своего долга и воровства, которыми полны СМИ, тут незачем и приводить. Стремительность депопуляции несколько скрашивается (в цифрах статистики) массовой иммиграцией — которая, однако, может служить и уже служит дополнительным источником напряжения. Русские и дальше будут постепенно и неизбежно вытесняться другими этническими группами, представляющими совершенно иные культуры — группами, у которых есть то несомненное преимущество, что они гораздо меньше пьют и гораздо больше привержены своим традициям и своей идентичности.

В этой ситуации говорить о «будущей неправославной России» — значит тешить себя неосновательными надеждами. Что будет существовать на территории бывшей России и какое государство будет ее контролировать — сказать сложно, но кто бы ни заселил выморочный дом, русским он уже не будет. Можно ли избежать такого будущего? Возможно, нет. Возможно, время нашей цивилизации уже истекло. Но для того, чтобы бороться, не обязательно быть уверенным в победе — обязательно лишь быть уверенным в том, что это — наш долг, и мы должны действовать по принципу «делай что должен и будь что будет».

Нравственные перемены предполагают какие-то мотивы — люди видят перед собой какой-то нравственный идеал, с глубоким сокрушением признают свои провалы, прилагают усилия к тому, чтобы исправить свои пути. Как мы видим из истории, это всегда — религиозные мотивы. Сами термины «покаяние», «сокрушение», «исправление путей своих» напрочь отсутствуют в светском словаре.

Оговоримся — нравственная инерция, готовность следовать уже проторенной моральной колее возможна и без веры. Приличный человек из приличной семьи, которому важно мнение других приличных людей — «в нашей среде так не принято» может следовать нравственным принципам и без веры. Более того, даже общество в целом может сохранять — какое-то время — такую инерцию. Как засохшие дерево может какое-то время стоять, потому что оно когда-то было живым, но оно обречено сгнить и рухнуть, так и общество, лишенное духовных оснований, может какое-то время жить по инерции. Но это не наш случай — у нас в России такой нравственной инерции почти не осталось.

Когда мы имеем дело с безнравственным человеком в безнравственном окружении, его возрождение к честной и ответственной жизни — всегда чудо, а в секулярном мире чудес не бывает.

Надеяться на моральное возрождение без возрождения религиозного невозможно. Истории известны многочисленные примеры изменения нравов в результате религиозного пробуждения, и едва ли известны примеры возрождения без веры. Единственный прогноз, который оставляет России будущее — это религиозное возрождение. Может ли это возрождение быть неправославным? Массовое обращение русских в Католицизм или какую-то форму Протестантизма — сценарий, полная неправдоподобность которого делает излишним ставить вопрос о том, может ли он быть желателен. Духовное возрождение России может быть только православным.

Что же мы должны? Прежде всего, расставим приоритеты. Исправление нравов является результатом религиозного возрождения, но само это возрождение приходит не тогда, когда мы ставим главной целью улучшение морального климата в обществе, а тогда, когда наша главная цель — привести в порядок наши отношения с Богом. Мы обретем надежду спасти нашу страну тогда, когда примем, что спасение страны — не самое важное. Самое важное — это спасение человеческих душ (наших и наших ближних) для вечности.

Рай и ад, вечное спасение во Христе и вечная гибель вне Его — истины, которые следует возвещать не потому, что вера в них поможет людям построить более жизнеспособное общество, но потому, что это истины, от которых зависит вечное спасение людей — спасение, грубо говоря, побочным эффектом которого явится и общественное благоустройство.

Мы не можем напрямую изменить взгляды наших сограждан. Человеческие существа наделены неотъемлемым даром свободной воли. Каждый сам выбирает между спасением и гибелью — для себя лично, а потом эти решения оборачиваются спасением или гибелью для всего общества, которое люди составляют. Пока — давайте констатируем этот факт — они явно оборачиваются именно гибелью. Но мы можем принимать решения за себя — решения, которые повлияют на других людей и страну в целом. Есть такая поговорка: «Франция пойдет туда, куда её поведут 300 человек». Спаситель Христос призвал на служение Богу 12 апостолов, и они повели за собой многие народы. От каждого человека может зависеть гораздо больше, чем ему кажется.

Но что, помимо личных поисков праведности, частного благочестия, мы можем? Мы можем — и должны — открыто свидетельствовать Истину. Мы должны признать, что Церковь от общества неотделима, потому что большинство русского народа — это Церковь, это православные христиане. Если мы хотим, чтобы церковно-общественный процесс в нашей стране  постепенно вернулся к норме, то мы должны стремиться к тому, чтобы верующий человек смог  мыслить себя именно как верующий не только в храме или дома, но и  на своём рабочем месте, где бы он ни трудился, и не испытывал бы при этом противоречий.

Не стоит забывать и о том, что уже при равноапостольном князе Владимире выявилась основная черта характера руссичей - веротерпимость и уважение к другим национальностям. В киевских княжеских дружинах состояли не только славяне. Вокруг Киева жили инородцы, многие из которых хотели служить в дружинах великого князя, и их принимали туда охотно. Приходили из Венгрии, приплывали из далеких северных земель. Принимая в дружину, никого не принуждали менять веру! Эти черты и в дальнейшем проходили через всю историю России, и в этом тоже заслуга святого князя Владимира, помимо той главной заслуги,  что к христианству его и, в результате весь русский народ, привели не мистика и не философия, а реальное и логичное понимание преимуществ христианского учения перед другими религиями и явная польза от него для общественного сознания и роста государства. Это ясное понимание основ и преимуществ Православия является необходимым дополнением к вере в Иисуса Христа.


Назад к списку