ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО УЧАСТНИКАМ X МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОЖИНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»

Уважаемые учёные и студенты, организаторы, участники и слушатели Международных «Кожиновских чтений»! Дорогие братья и сестры! Рад приветствовать Вас от имени всех почитателей и хранителей лучших традиций русской культуры, от имени всех православных российских христиан!

Сегодня, в день открытия конференции, посвящённой творчеству выдающегося советского и российского литературоведа, философа и историка Кожинова Вадима Валериановича, Русская Православная Церковь празднует память величайшего русского святого – преподобного Сергия Радонежского.

Из церковного предания известно, что преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на битву с Мамаем, князь Дмитрий поехал к игумену Сергию, чтобы помолиться с ним и получить благословение. Благословляя, преподобный предрёк ему победу и спасение от смерти. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену, которого народ почитал и до сих пор чтит всея России чудотворцем.

В Житии преподобного Сергия сказано, что он был строгим к себе и не любил тратить время понапрасну. В детстве он "всей душой» желал научиться грамоте, и просил ангела в образе старца: «Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". И Господь помог не только ему, но и многим его последователям познать основы наук и обрести Истину.  

В определённом смысле единомышленником преподобного Сергия проявил себя и Вадим Валерианович Кожинов. Он тоже проводил дни своей жизни в трудах и поисках истины и был сторонником мирного процветания России на основе тех ценностей, которые проповедует Православие. Например, рассуждая о русском самосознании,  Кожинов писал, что оно «во многом определяется Пушкиным. Пушкину предшествовала тысячелетняя русская история, и история культуры, без этого его тоже не было бы».

Как отметил в одном из своих выступлений преосвященнейший митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор: «Можно смело говорить, что вся, без исключения, великая русская культура выросла из Православия. Что бы ни взяли мы – архитектуру, музыку, живопись, и в особенности – литературу, всюду мы видим этот благодатный источник, который и до сих пор делает наше искусство таким востребованным в мире».

Что же привлекает в русской культуре, например, западных иностранцев, чьи либеральные ценности мы настойчиво пытаемся внедрить в наше общественное устройство? Прежде всего, духовная целостность, которая определяет и искусство, и жизнь, в этом искусстве запечатленную. В русской православной традиции ценят не безудержное геройство, а высокое жертвенное подвижничество, не строгое следование предписанным правилам, а нравственную невозможность эти правила преступить, не упоение собственными достижениями, а готовность прийти на помощь тому, кто слаб и немощен, но пытается двигаться вверх. Несчастная обездоленная душа, которая все равно по природе своей остается христианской, взыскует именно этих качеств, присущих нашему традиционному искусству, и вновь и вновь заставляет прагматичное и рассудочное западное общество устраивать в своих странах «русские сезоны» даже во время либеральных атак, подобной нынешней, когда в антицерковную кампанию попытались втянуть и западную, и российскую интеллигенцию.

Поэтому заглянем ещё раз в кладезь нашей культуры, перечитаем и проникнемся словами наших соотечественников, чтобы осмыслить их интеллектуальные труды ради пользы душевной и духовной, и во благо нашего государства! Желаю всем вам помощи Божией и плодотворной работы на нынешней научно-практической конференции.

Протоиерей Павел Калинин

8 октября 2013 года


Назад к списку